Оригинал взят у
booffon в
“Меня научили в школе закону «мое - не твое»...” Бертольд Брехт
Одна моя ростовская знакомая рассказала мне историю. Есть у неё во дворе девочка лет семи. Девочка из очень бедной семьи, плохо одетая и вечно недоедающая. Соседи жалели её и помогали продуктами и одеждой.
Когда, коллективными усилиями, удалось устроить девочку в школу - её восхищению не было предела. Во-первых, там нормально кормили каждый день (смогли выбить беслатное питание). Во-вторых - в новой школьной форме она не выглядела замарашкой по сравнению с другими детьми.
- Но вот, - рассказывает знакомая, - иду я мимо школы. Вижу эту девочку со сверстниками. Сверстники с ней не играют, гонят её, оскорбляют. Подхожу к детям, спрашиваю: “Почему вы её гоните? Она вас обидела? Она что-то не так сделала?” И одна, самая бойкая, девчонка отвечает: “Как?! Вы разве не знаете, что она бедная? Она из бедной семьи, у неё ничего нет!!! Зачем нам с ней играть?!”
Возможно для тех, чьи дети уже пошли в школу, подобная история уже не нова. Но, честно говоря, меня она поразила. Мои школьные годы пришлись на конец девяностых - начало двухтысячных. Правда - не в Ростове, а Новочеркасске. Может в больших городах это началось раньше. Я видел всякое. Знаю, что детские сообщества могут быть жестокими. Что дети могут быть нетерпимы к слабости, внешнему виду, возрасту, каким-то личным особенностям. В нашем классе были люди из разных социальных категорий, были и дети очень высокопоставленных родителей. Но я никогда - никогда! - за школьные годы не видел, чтобы однокласснику (в первом классе!!!) в вину ставилась его бедность. Это было для нас за гранью.
Когда я в детстве читал знаменитое произведение Брехта, то, несмотря на колоссально растущее социальное расслоение, мне казалось, что никогда больше, после Октябрьской революции, у нас не будет ТАКОГО! И вот, уже у следующего за нами поколения, затронутая у Брехта тема снова стала актуальной! Причем, как видно, классовая ненависть исходит отнюдь не от социальных низов к верхам (любимая тема ненавистников Октября): всё с точностью до наоборот!
Так что, ваше слово, товарищ Брехт! Пусть вашу проповедь услышат!
Меня научили в школе
Закону «мое - не твое»,
но когда я всему научился,
я понял, что это не все.
У одних был вкусный завтрак,
другие кусали кулак.
Вот так я впервые усвоил,
понятие «классовый враг».
Я понял, как и откуда»
противоречья взялись.
Так и будет всегда, покуда
дождь падает сверху вниз.
Твердили мне: будешь послушным,
станешь таким, как они.
Я же понял не быть тому мясником,
кто ягненком был искони.
Иной стремился к богатству,
и к богатым втирался он.
Я видел, как искренно он удивлялся,
когда его гнали вон.
А я не желал дивиться,
я знал уже в те года,
дождь может лишь кверху литься,
но вниз не пойдет никогда.