Оригинал взят у
orionplus в
«Время свободомыслия» В своей
первой статье я задала вопрос: «Почему так деградировал новосибирский Академгородок и в интеллектуальном и в социальном смысле?» Вновь на эти рассуждения меня натолкнуло одно событие, о нем скажу ниже.
Академгородок в Советское время был одним из самых замечательных мест. Прекрасная зеленая зона, сосновый бор, рядом Обское море. Академики, наиболее титулованные ученые жили в коттеджах, за обычным забором-«штакетником». Тогда двухметровых глухих заборов не было. Граничил городок с красивейшим ботаническим садом. Все занимались спортом, приятно было побегать или погулять по ботсаду, что-то там творили в разных студиях, интеллектуальных клубах. Все было очень демократично и как-то весело, царило свободомыслие.
Я еще застала время, как работали в институтах с большим энтузиазмом, этого ведь нельзя подделать. Помню, как в первый приезд меня поразило, что в автобусах люди читали книги на иностранных языках.
Научный город с десятками институтов, Новосибирский государственный университет (НГУ) - база научных кадров, одно из лучших учебных заведений страны, студенческий городок. В каждом студенческом общежитии был большой холл для проведения мероприятий и дискотек. Перед дискотеками проводили встречи с известными учеными, читали потрясающе интересные лекции.
Базой же для университета была физматшкола (ФМШ), где учились школьники со всей Сибири, Урала и Дальнего востока - победители олимпиад, талантливые ученики в математикеи физике. Например, один наш знакомый, по общему признанию сверстников -гений, из очень глухой деревни в далеком Забайкалье. Воспитывался бабушкой, т.к. родители были лишены родительских прав за беспробудное пьянство. Блистал в математике, выигрывал союзные олимпиады и т.о. попал в ФМШ и далее в университет. Его земляк, с той же деревни, занимал вторые места, пока соперник не уехал в ФМШ, стал занимать первые и т.о. в следующем году тоже попал в ФМШ и далее в университет.
Таких историй много. Работала система. Находили талантливых детей в самых отдаленных уголках страны. Из сегодняшнего далека понимаешь, какая была выстроена мощная структура. Во всем чувствовалось развитие, потому что у государства была стратегия развития научно-технического и промышленного потенциала. Что касается моего примера выше, то участь обоих людей печальна. В новой Росси с фундаментом 90-х они оказались «лишними людьми».
Кстати, в советское время местные не могли учиться в ФМШ, таким образом, городок обновлялся. В 90-е ограничение, естественно, сняли. «Захирение» пошло еще интенсивнее.
Так вот, при таком внимании государства к науке и образованию и прочие блага были вполне приличными. И мне странно сейчас слышать, особенно из уст людей из семей больших ученых, о какой-то якобы недоступной колбасе, унизительных очередях и т.д. Мне, живя в общежитии, не имеющей никакого социального статуса всего хватало, более необходимого. Что говорить о людях, которых государство «облизывало». Да я была бы рада сейчас постоять в очереди за той натуральной колбасой, да еще и по той цене.
К сожалению, городок пресытился тем, что имел, а то, что хотел, не имело никакого отношения к большой науке, высоким целям и общественно-государственному мышлению. Высокомерие и снобизм, так же непонимание, что вся страна отдавала от себя для развития науки и той жизни, которой так недовольны были мелкие снобы, привело к образованию в Академгородке либерального гадюшника, диссидентского гнезда. Результат известен. Теперь на науку и ученых плюют, идет борьба - кому рулить и пилить в науке, угасание интеллектуального потенциала. Про энтузиазм даже не говорю, таких слов тут уже не знают. Царит мещанство, « бабло» и скука.
Теперь о событии, которое натолкнуло меня на эти размышления. Моя подруга рассказала о прошедшей недавно встрече с однокурсниками НГУ экономического факультета. Вполне благополучные, состоятельные пятидесятилетние люди (другие бы и не приехали, как, например, те двое, родом с забайкальской деревни). И большинство сказали, что были счастливы, что им повезло жить в советское время. Издали книгу к встрече. Привожу несколько выдержек из книги.
«Нам всем очень повезло жить в СССР и учиться в универе при социализме» .
«Годы учебы в Университете ценю за множество вещей: ощущение насыщенной и почти бесконечной свободы, наличие массы доброжелательных и интересных людей вокруг, замечательных педагогов, возможности для саморазвития. В общем, за такой советский рай, , в самом лучшем смысле слова» .
«Важно и сложно сохранить те принципы, с которыми мы учились. Материальное восприятие мира уничтожает духовность»
И все отмечают открытость, необыкновенное свободомыслие времени, демократичность и уважение в общении преподавателей со студентами. Сами преподаватели высочайшего уровня, мыслители, титаны. Сейчас такого, конечно, нет. Время лавочников производит свои типажи.