Иллюзия жизни. Бегство от смерти

Mar 13, 2015 23:05

Оригинал взят у ruskom в Иллюзия жизни. Бегство от смерти


От всего в целом создавалось ощущения вглядывания в пустоту. В ничто! В смерть! Как будто автор страницы умер, а некая программа сама по себе по заданному алгоритму заполняет стену, блог и т.д., продлевая иллюзию жизни автора.  Этакая нескончаемая ода смерти, выдающей себя за жизнь!

«Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!» (Ис. 5, 20)

Я уже упоминал о втором собрании Литературно Исторического Клуба СВАО  которое состоялось в преддверии праздника 8 марта.


После рассказа об истории праздника было чтение отдельных мест из дневников Героя Советского Союза Евгении Максимовны Рудневой. В разговоре об этом Человеке чаще всего переходят на уменьшительные имена: Женя, Женечка и т.д. И правда, часть дневников была написана ей в школьные годы. Да и взрослые ее дневники оканчиваются 1944 годом. Годом ее смерти в возрасте 24 лет.

Но мне, прочитав дневники несколько раз, трудно писать о Рудневой в этой предполагающей некоторую близость манере. Для меня ее Жизнь и Подвиг  - такая Высота, что как бы ни была она молода, как бы не близка в рамках исторической и идеальной преемственности, как бы не стала еще ближе от многократного чтения ее личных записей Высота эта неустранима. И она требует от меня максимального уважения и благоговения.

В чтении принимала участие моя старшая дочь. Ей 16 лет. То есть она ровно посредине того возрастного интервала, который описан Евгенией Рудневой в дневниках. Ей и досталось озвучивать записи школьных лет. Мне было безумно интересно узнать, какое впечатление произведут на нее слова  Рудневой.  Я, конечно, понимаю, что современное поколение детей живет в совсем другой стране.

Да и окружает их совершенно другой социум. Это все в полной мере относится и нам, родителям. Но все же, я искал отклика в дочери на вещи универсальные и не подверженные временным изменениям. Не подверженным этим изменениям в столь явной форме. Я имею в виду, прежде всего, честность и искренность в отношениях ко всему: себе, близким, Родине и т.д. А так же живой интерес к жизни, событиям и людям.

И ждал я даже не того, чтобы дочь оценила эти качества в своей жизни. А просто заметила их наличие и роль в судьбе Евгении Рудневой. Потому что, через это у нее появилась бы дверца к пониманию всего поколения молодых ребят, в основном погибших на той войне, но своими бессмертными подвигами спасших страну. А через это понимание прийти к пониманию подлинного смысла и значения подвигов и смертей наших товарищей на Донбассе



Мне кажется, что-то мой ребенок понял. Я могу судить об этом и потому как она читала, вверенные ей места дневников. И потому, как она со мной обсуждала дневники вообще.

Одновременно  с тем, когда мы готовили эту встречу, мне пришлось много времени провести в соц. сетях. А часть из них представляют собой тоже своеобразные дневники. Правда, в отличие от настоящих, они изначально публичные. Но, даже делая скидку на это, я не мог отделаться от постоянного сравнения стен, блогов, страниц в соцсетях с записями Евгении Рудневой. И сами понимаете, даже деля впечатления от дневников Рудневой на десять, впечатление от современных дневников не просто удручающее, а шокирующее.

Не совсем случайная выборка моих невольных респондентов была весьма разнообразна и по возрасту и по политических предпочтениям. Хотя все же без всякого там предвзятого отношения должен сказать, что превалировали люди близкие к либеральным взглядам и в возрасте от 18 до 30 лет. Тут никуда не денешься, на них проходится большая часть создаваемого в соцсетях информационного продукта. Я, конечно, понимал, что Интернет очень своеобразное место. Но все же моя выборка строилась на «блогерах» причастных по косвенным признакам к поискам хоть каких-то смыслов. И потому я надеялся, что

процент осмысленной деятельности в сети будет выше, чем, если я просто в случайном порядке буду бродить по ресурсам. Еще раз скажу - то, что я увидел в основной своей массе, меня поразило! И дело не во вкусовых предпочтениях, не в возрастном скепсисе и т.п.

Начнем с того, что большая часть записей и публикацией не является авторскими.
Более того, эти репосты не сопровождаются даже хоть какими-то комментариями, позволяющими судить, что имел в виду хозяин страницы, когда их копировал. После десятков и сотен просмотренных страниц я перестал различать большую часть блогов, так как набор распространяемой информации через них достаточно ограничен. У меня сложилось устойчивое ощущение, что репост такого рода информации производится уже в рамках некого ритуала. О значении и содержании этого ритуального действа, как я его понимаю, чуть ниже.

Второе наблюдение. При всем относительном разнообразии сюжетов репостов они все имеют общие отличительные черты по форме подачи. Они обязательно или гламурные, или шокирующие. Они обязательно адресуют свое воздействие на чувственность, а не на чувства. Они предельно упрощены по смыслам и идеям. Создавалось такое ощущение, что где-то есть контора специализирующееся на производстве подобного рода контента. А в нем есть свои отделы: отдел либерального гламура, отдел патриотического гламура, отдел православного гламура, отдел гламура для домохозяек, отдел гламура, для находящихся в возрасте гармональных неадекватностей, и т.д.

Третье наблюдение касается все же тех страниц, где был «авторский текст».  Я взял в кавычки это словосочетание, так как текст, как правило, представлял собой фиксацию самых примитивных рефлексий на некие внешние изменения. Я приехала на работу. Я попил кофе. Я поругалась с коллегой. Я подружился с официанткой. И был в кино. Я была в магазине. Я купил брюки. Я плакала, читая комиксы. И так десятки записей, подряд. Некоторые даже это использовали как некий стиль своей страницы. Другие разбавляли ритуальным репостом или копипастом.


От всего в целом создавалось ощущения вглядывания в пустоту. В ничто! В смерть! Как будто автор страницы умер, а некая программа сама по себе по заданному алгоритму заполняет стену, блог и т.д., продлевая иллюзию жизни автора.  Этакая нескончаемая ода смерти, выдающей себя за жизнь!

Придя к такому выводу, я вспомнил, как безуспешно боролся все с той же старшей дочерью, которая «открыв» для себя соцсети перенесла в них все свое активное общение. Вплоть до того, чтобы вести переписку с подругой, живущей в соседнем подъезде. Я не понимал тогда, отчего надо писать через чаты, страницы и т.д., когда можно: а) сходить к ней в гости/позвать к нам в гости и поговорить нормально; б) позвонить и снова таки поговорить.

Тогда я не понимал, а теперь понял - не останется следов. Следов чего? Самого общения? Вряд ли! Оно сводилось примерно к описанному мной выше содержанию блогов.  Самого факта общения. Но и его ценность не велика, если ты не общается с какой-то знаменитостью. Что же остается?

Именно упомянутое выше стремление зафиксировать факт своего существования, то есть своего наличия в мире. Зафиксировать и
тем самым доказать себе (прежде всего себе, потому что вероятность что кто-то описанное мной будет читать крайне мала) что ты есть.

У моей дочери это продлилось ровно до первых серьезных отношений, которые вытолкнули ее из соцсетей в Реальность. Но откуда

же столько завязнувших в виртуале молодых и уже не то чтобы совсем молодых людей? Где их Реальность? Верней, почему они с Ней не встречаются?

Один из ответов - страх. Страх встречи с Реальностью. Потому что она еще раз подчеркнет факт собственной пустоты. В ней нельзя делать виртуальные пометки. В ней можно только что-то менять по-настоящему. А это мучительно тяжело и страшно. Вдруг не получится? То есть - вдруг меня нет?

Кроме того, ведь надо узнать об этом настоящей реальности. А как это сделать, когда тебя с детства приучают к суррогатам? Знаете, есть такая привычка у молодежи в разговоре делать приставку «типа».  Вот они и довольствуются «типа общением», «типа отношениями», «типа счастьем», «типа жизнью».

Но и это как-то не давало мне возможность сказать, что я дошел до основы этого суррогатного существования. В конце концов, даже встречи с реальностью, а их не может не быть в жизни каждого даже самого виртуального жителя, не выводили из состояния довольствования суррогатами. Создавалось ощущение, что их страх от реальности носит более фундаментальный характер.

Страх перед Реальной Жизнью, потому что в ней есть Смерть. Я тут говорю не о страхе смерти как физического конца. Человеческая психика научилась блокировать эти переживания. И потому отцы благочестия все время призывают снимать эти блоки и укоренять себя в памятование о смерти.

«…надо положить каждый день какое-то время посвящать размышлению о скорой смерти и предстоящем ответе за свои дела перед Богом». (игуменья Арсения Серебрякова)

«Я боюсь трех событий: когда душа моя будет выходить из тела, когда престану Богу и когда будет произнесено последнее определение о мне». (авва Иллия)

«… больше думать о смерти и будущей жизни, и в свете этих мыслей рассматривать все житейские вопросы - с точки зрения вечности, вечной жизни.
Надо хоть раз в сутки на несколько минут ставить себя на суд пред Господом, как будто мы умерли и в сороковой день стоим перед Господом и ждем изречения о нас, куда Господь пошлет нас».  (Игумен Никон (Воробьев))

И т.д. Но опять же и об этом позже. А пока я закончу с впечатлениями от соцсетей.
Страх не физической смерти, а страх того что вытекает из факта ее присутствия в жизни. И главное следствие - ответственность за свою жизнь. Потому, что если жизнь конечна, то совсем по-другому начинает звучать вопрос об ее цели и смысле? Да это уже область философии. Но ведь и область реальной жизни? А уходя от философского ответа о смысле бытия, то есть ответа на вызов смерти, человек уходит и от жизни к ее суррогатным заместителям.

В уже упоминаемом мной в других постах адовом Круге отчуждения  одной из ключевых точек на пути расчеловечивания является  - т.н. философская гиперинтоксикация.  Каждый человек в определенном возрасте должен дать свой ответ на вызов осознания своей смертности. В зависимости от качества этого ответа и даже  от факта его существования зависит дальнейшая судьба. Человек или принимает вызов, и тогда его жизнь становится ответным преодолением смерти. Или сдается и умирает еще при жизни.



Сдаться можно, приняв Смерть как доминирующее начало бытия, а жизнь как мучение. Это созвучно гностицизму и оформленному на этой базе фашизму. Или просто начав бегать от этого вызова, как бес от ладана. Именно бегство от ответа на вызов смерти и иллюстрируется приведенными выше нелепостями в соцсетях. Как и бесконечные селфи.

Раз Жизнь мучительна в силу наличия в ней этого Вызова, то можно спрятаться в «типа жизнь». Раз общение с Живым Человеком мучительно, в силу того, что они обязательно приводя к ответственности, а она в свою очередь опирается опять же на тот же Вызов, то можно довольствоваться «типа общением» и «типа отношениями» в виртуале. И т.д.

И чтобы все это принять как «жизнь» надо пройти большой путь по переоценке очень многого в Реальности, которая как я писал выше, обязательно достукивается до каждого. Чтобы этот стук не стал «шагами Командора» надо его или чем-то заглушать, или начать представлять чем-то иным.

Отсюда и пропущенные мной точки адова Круга Отчуждения: имморализация, декультурация, неэмоциональность. О них я буду писать отдельно. О последствиях описанной сегодня философской гиперинтоксикации и о путях ее преодоления уже завтра.

Источник.

Previous post Next post
Up