Разговариваю как-то с одним знакомым, обсуждаем СССР. Сходимся на том, что развал СССР - это трагедия. Разговор плавно перетекает на Солженицына, и тут собеседник заявляет: «Солженицына не трогай, он - ум, честь и совесть России».
Опаньки! Хорошую рекламу сделали Солженицыну, если до сих пор даже просоветские граждане почитают Александра Исаевича, как честного страдальца. А страдальцев у нас, как известно, любят.
«Ум» России.
Граждане, если вы считаете Солженицына героем, ответьте мне на простой вопрос: почему Солженицын стал заключенным? Это чья-то злая воля - посадить хорошего человека Александра Исаевича? Или он, все-таки, совершил нечто такое, за что его можно было отправить в места для заключения?
Если кто забыл, я напомню: Солженицыным заинтересовалась армейская контрразведка. В феврале 1945 году он был арестован, и отправился в Лубянскую тюрьму. Что же сделал наш герой, чтобы привлечь к себе внимание контрразведки? Причиной для ареста были письма. Подчеркиваю: не письмо, а письма, которые Солженицын рассылал еще с 1943-го года. Т.е. с того момента, когда оказался в действующей армии.
В чем было содержание тех писем?
- Наезды на верховного главнокомандующего Сталина, которого Исаевчич прямо называет «паханом», а его порядки называет «крепостным правом». - Обвинение Сталина в искажении ленинских принципов (это довольно серьезные обвинения для того времени). - Идея создания после войны организации для восстановления ленинских норм (интересно, и каким же путем можно восстанавливать ленинские нормы при живом «пахане» Сталине с его «крепостным правом»?)
Солженицын прекрасно знал, что каждое письмо, идущее с фронта, будет проверено. Тогда с этим было строго. Солдат, даже сам того не понимая, мог случайно разгласить секретные сведения. Любое письмо проходило проверку. В этой ситуации удивительно не то, что Солженицына арестовали, а то, что сделали это только в феврале 1945-го. С тем же успехом Александр Исаевич мог прямо прийти в армейскую контрразведку и заявить: я считаю Сталина предателем ленинских принципов и врагом народа. Результат был бы тот же.
И это называется «ум России»? Солженицын не понимал, что играет с огнем?
Есть другая версия: все он прекрасно понимал, более того, именно на это и делал ставку. Не забывайте, что война была страшной, и не всем хватало духа самоотверженно сражаться с противником. Были и те, кто стремился уйти от опасности. И с точки зрения таких людей лучше переждать войну в тюрьме, чем рисковать своей жизнью на фронте. Но в тюрьму тоже так просто не сбежишь - ведь обычные заключенные тоже уходили на войну. Помните, как в песне у Высоцкого:
Все срока уже закончены, А у лагерных ворот, Что крест-накрест заколочены, Надпись: «Все ушли на фронт».
Для того, чтобы тебя не отправили на фронт из тюрьмы, нужно пройти не по уголовной статье, а по политической. Если ты идейный враг советского государства, то кто же тебя отправит воевать? Ты же неблагонадежный.
Следовательно, если рассматривать действия Солженицына с этой точки зрения, имел место банальный «самострел». Этот герой сам себя подставил своими письмами для того, чтобы избежать превратностей войны. Солженицыну не повезло, контрразведка занялась его делом, когда война уже почти закончилась. Но писать свои письма он начал еще 1943-м.
Кстати, на допросе Александр Исаевич не проявил чудеса духа. Никто из него клещами признания не вытягивал, он сам во всем сознался следователю после того, как тот на него прикрикнул. Видимо, рассчитывал, что будет проявлено снисхождение, и срок будет не слишком большой.
«Честь» России.
Еще один вопрос любителям Солженицына. Вы говорите о чести. Но ведь давно известно, и Солженицын этого не отрицает, что в лагерях он сотрудничал с органами, т.е. попросту был доносчиком. И хотя сам Солженицын как бы отрицает (доносчиком был, доносы не писал), но ведь сохранились документы - те самые доносы Ветрова-Солженицына, подписанные его собственной рукой.
В свое время мне удалось, по вашему заданию, сблизиться с Иваном Мегелем. Сегодня утром Мегель встретил меня у пошивочной мастерской и полузагадочно сказал: «Ну, все, скоро сбудутся пророчества гимна, кто был ничем, тот станет всем!». Из дальнейшего разговора с Мегелем выяснилось, что 22 января з/к Малкуш, Коверченко и Романович собираются поднять восстание. Для этого они уже сколотили надежную группу, в основном, из своих - бандеровцев, припрятали ножи, металлические трубки и доски. Мегель рассказал, что сподвижники Романовича и Малкуша из 2, 8 и 10 бараков должны разбиться на 4 группы и начать одновременно. Первая группа будет освобождать «своих». Далее разговор дословно:
«Она же займется и стукачами. Всех знаем! Их кум для отвода глаз тоже в штрафник затолкал. Одна группа берет штрафник и карцер, а вторая в это время давит службы и краснопогонников. Вот так-то!». Затем Мегель рассказал, что 3 и 4 группы должны блокировать проходную и ворота и отключить запасной электродвижок в зоне.
Ранее я уже сообщал, что бывший полковник польской армии Кензирский и военлет Тищенко сумели достать географическую карту Казахстана, расписание движения пассажирских самолетов и собирают деньги. Теперь я окончательно убежден в том, что они раньше знали о готовящемся восстании и, по-видимому, хотят использовать его для побега. Это предположение подтверждается и словами Мегеля «а полячишка-то, вроде умнее всех хочет быть, ну, посмотрим!».
Еще раз напоминаю в отношении моей просьбы обезопасить меня от расправы уголовников, которые в последнее время донимают подозрительными расспросами.
Ветров, 20.1.52». Итак, честь России - это доносчик?
«Совесть» России.
Третий вопрос любителям Солженицына. Граждане, как вы оцениваете вот такой фрагмент, который Солженицын, вставил в свой «Архипелаг Гулаг»:
мы кричали надзирателям из глубины: «Подождите, гады! Будет на вас Трумэн! Бросят вам атомную бомбу на голову!» И надзиратели трусливо молчали. Ощутимо и для них рос наш напор и, как мы ощущали, наша правда. И так уж мы изболелись по правде, что не жаль было и самим сгореть под одной бомбой с палачами. Мы были в том предельном состоянии, когда нечего терять.
Предельное состояние, говорит Александр Исаевич. Нечего терять... В каком смысле? У вас нет семьи - жен, отцов, детей? Их вы тоже готовы спалить в ядерном огне? Виновен ты или невиновен - это отдельный разговор. Допустим, что невиновен. Предположим, с тобой поступили жестоко и несправедливо. Тебя грубо схватили и запихнули в воронок. И что из этого следует? Меня обидели, гори все в ядерном огне?
Солженицын не просто цитирует слова, он оправдывает их, совестливый наш. Изболелись, понимаешь, по правде. Твоя правда стоит того, чтобы спалить свой народ в ядерном огне?
И, скажите, пожалуйста, выступая перед американцами в 70-х годах Солженицын тоже был в «предельном состоянии»?
Мировое зло, ненавистное к человечеству, и оно полно решимости уничтожить ваш строй. Надо ли ждать, что американская молодежь должна будет гибнуть, защищая границы вашего континента?!
Вот так говорит Александр Исаевич, призывая американцев первыми нанести удар по Советскому Союзу. Быть может, кто-то сомневается, что Солженицын это говорил? Тогда смотрите документальные кадры:
Власть кошмаров / The Power Of Nightmares - часть первая Примерно с этого момента: 33:18
Испугавшемуся ужасов Великой Отечественной войны Солженицыну теперь хватило совести призывать американцев начать войну с русскими. Спасите американскую молодежь. Пусть она гибнет не защищая Америку, а нападая на Советский Союз. При этом, замечательный человек Солженицын не испытывает ужаса от того, что его предложение с высокой вероятностью означает ядерную войну.
* * *
Претензии к Солженицыну на самом деле не исчерпываются тем, что я написал. По поводу правдивости и честности его произведений много критики можно найти. Но, даже не углубляясь основательно в эти вопросы, скажите, вы действительно полагаете, что такой человек достоин восхищения?
Ум, честь и совесть? Да... Может быть, правильнее сказать так: ум труса, честь доносчика, совесть предателя?