Посмотреть... просто посмотреть этот фильм у меня не получилось. Как и просто пересказать в паре слов его содержание. Посмотрел. А после просмотра поискал описание фильма. Нашёл быстро, без труда. И по поводу найденного скажу вот что: не удовлетворило. КИНОПОИСК с КИНОТЕАТРОМ твердят одно и то же. Возникло какое-то неприятие их подачи. Похоже, текст был написан человеком, не увидевшим в нём содержания. А как этот человек мог бы описать главные мысли, если истинное содержание фильма недоступно по причине отчуждения от начальной его идеи, даже от идеологии страны, его породившей? Ведь тогда и от содержания фильма он будет точно так же отчуждён.
Вообще многие фильмы описывать с некоторых пор стало модно примерно так: каким боком захочу, таким и поверну. Захочу выброшу идею и заменю своей, а захочу - искажу или замолчу. Словно бы смыслы, закладывавшиеся в советские кинокартины, это такая кукла на проволочном каркасе. Как её скрутишь, такой она и остаётся. Только вот докрутивший её ребёнок внезапно обнаруживает, что проволочки внутри лопнули, и содержание куклы заставляет её, куклу, принять исходную форму. То же случается и с некоторыми кинокартинами. Как бы ни старались умельцы затереть и замылить их идею, как бы ни прятали и не игнорировали их, и как бы ни пытались обойти необходимость их сохранения для потомков, картины эти живут и возвращают людей к себе.
Эпиграфом к фильму стали слова классика нашего, Льва Толстого. "Ребёнок стоит ближе меня, ближе каждого взрослого человека к тому идеалу гармонии, красоты и добра, до которого я в своей гордости хочу возвести его". Это - только эпиграф, составленный из его слов, изначально сложенных
в совершенно определённом порядке:
"Учить и воспитывать ребенка нельзя и бессмысленно по той простой причине, что ребёнок стоит ближе меня, ближе каждого взрослого к тому идеалу гармонии, правды, красоты и добра, до которого я, в своей гордости, хочу возвести его. Сознание этого идеала лежит в нём сильнее, чем во мне. Ему от меня нужен только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне. Как только я дал ему полную свободу, перестал учить его, он написал такое поэтическое произведение, которому подобного не было в русской литературе. И потому, по моему убеждению, нам нельзя учить писать и сочинять, в особенности поэтически сочинять, вообще детей и в особенности крестьянских. Все, что мы можем сделать, это научить их, как браться за сочинительство." (Л.Н. Толстой. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?)
Как видим, слова, вынесенные в эпиграф, изначально касались таланта сочинять истории, книги. Но только ли писательства он касается?
Существует категория людей, которые окружают нас с первых дней. Постоянное и неслучайное соседство с ними даёт, как правило, всё, что нужно человеку для дальнейшей жизни. Само их присутствие рядом меняет обстановку на доброжелательную, открывает веру в свои силы, способности. Помогает раскрыться творчески.
Первым таким человеком для маленькой девочки становится её бабушка, не имевшая музыкального образования, но сумевшая открыть мир музыки детям в детском саду. Сочинявшая музыкальные сказки для внучки и увидевшая в ней творческие задатки. Вторым стал Владимир Владимирович, помогший девочке изменить отношение к миру без бабушки и избавиться от скованности, возникавшей на прослушивании в музыкальной школе.
Примерно такую картинку я увидел в фильме, о котором теперь только собрался что-то написать.
P.S. Тут надо отметить кое-что. Сам по себе вывод Толстого не бесспорен, не однозначен. Ведь чтобы самостоятельно освоить мастерство, всё равно в чём - писать ли книги, сочинять ли музыку, надо быть ого-го каким Человеком! И Толстой был им. И это целиком его мысль процитирована. Он имел на это право, право на собственное мнение, выражаемое во всеуслышание и всеуведение. С ним можно соглашаться, можно не соглашаться. Можно спорить о верности его мысли, а можно всё же искать зёрна истины. Которые сам он собирал всю свою жизнь. На то он и Толстой.
КАМИЛА
Режиссер:
Мухтар Ага-Мирзаев (1935 - 2000)
Сценаристы:
Ольга Сидельникова,
Камил Икрамов (10.09.1927 - 04.06.1989)
Перейти к просмотру фильма "Камила" (1980)