Контрольная по специальности

Jul 02, 2015 14:43



Этот фильм, о котором мне сегодня хочется написать, рассказывает историю о студентке, попавшей неприятную ситуацию, когда человек, который считал, что любит её, оказался... нет не подлецом. Будет неверно измерять человеческие отношения данной мерой. На самом деле он просто оказался слаб и непоследователен в своих желаниях. Испугавшись того, как мама отнесётся к его поступку, не согласованному с тем, что называется ответственностью, безответственному. Он ещё не стал по-настоящему взрослым, независимым во всех отношениях человеком. Гена уговорил её уйти из общежития и поселиться в его квартире. А испугавшись мнения мамы, которая пока ничего не знает... Нет, правда, папа-то в порядке, а вот мама... Молодой человек, Гена, просит свою девушку до разговора с мамой где-нибудь пару дней "перекантоваться". И она вынуждена снять угол в чужой квартире.

И вот эта девушка, Аля, знакомится с женщиной старшего поколения, партизанкой, фронтовичкой. Случайное совершенно знакомство меняет смысл Алькиного существования. Прекращается погоня за фальшивыми интересами. Меняются ценности. Прекращается бесшабашная жизнь, которая была для неё нормой и которой тогда уже жила немалая часть советской молодёжи. Вступающие в жизнь юноши и девушки заражались поиском красоты и лёгкости бытия, тряпками и железками. А где-то в параллельной реальности в их институтах изучалось что-то, теряющее свою изначальную цену. То, с чем так легко мы расстанемся потом, лет через пять-десять...

Происходит разговор с Любовью Савельевной (так звали женщину, в квартиру которой Аля так странно попала).
Любовь Савельевна даёт Але ключ от своей квартиры.
- ... я хочу, чтобы это у тебя было.
- Что, ЭТО?
...
- Тебе необходимо иметь место, где б ты могла посидеть и подумать.
- Необходимо... Но вы же меня совсем не знаете. ... Хотите спасти человека? А если не надо или, скажем, уже поздно? Может быть, я земной шар десять раз обежала вокруг и всё неверными путями...
- Когда побежишь в одиннадцатый раз, остановишься, вспомнишь, что у тебя есть ключ. Пойдёшь сюда. Сядешь в это кресло. Посидишь. И подумаешь.
Алька пытается выставить колючки наружу. Но хозяйка даёт понять, что вера её в чудеса жива и что всё ещё способно сложиться по её вере. И она же делится с Алькой ещё кое-чем... Наверное, этим кое-чем была искорка веры в людей.

Выйдя за хлебом для старушки, Алька попадает в свой одиннадцатый круг. А возвращаясь, узнаёт, что Любовь Савельевна не уехала в санаторий, она умерла.

Стало понятно, что искорка не угасла. Алька решает отказаться от сдачи написанной ею кое-как контрольной работы по специальности, в которой то, чего не хватало, она сама додумывала. И начинает поиск свидетелей молодости покойной, её боевых товарищей.

Вернувшись из поездки по знакомым Любови Савельевны, Алька узнаёт, что убилась насмерть её хозяйка, Инна Федотовна, женщина, что сдала ей угол. И которая перед этим так увлечённо устраивала свою жизнь. Остаются сиротами двое её ребятишек, которых забирают в детский дом. Начинаются поиски способов забрать детей, к которым она успела привязаться. Начинается сама жизнь. Жизнь, а не какая-то там красивая её симуляция.

Таким образом, как мне показалось, авторы фильма решили показать, что контрольную по специальности "Человек", экзамен в жизнь можно пройти только преодолев трудности, с которыми твоя жизнь сталкивает тебя. Ты сталкиваешься с самим собой. А от того, с какой серьёзностью ты себя прежнего примешь ли, оттолкнёшь ли, пройдёшь ли мимо своего шанса стать человеком, зависит остаток всей твоей жизни. И она, твоя жизнь будет испытывать тебя таким образом всё твоё время. Вот так - шанс за шансом, раунд за раундом. Говоря при этом: "Много дорог, а правильная одна - та, на которой труднее всего".

Режиссер: Борис Шадурский (30.01.1948)
Сценаристы: Игорь Болгарин (28.06.1929), Марта Пятигорская (18.03)

image Click to view



человек, Советский кинематограф

Previous post Next post
Up