О НОЕВОМ ЗАВЕТЕ, НОХЧИ И БИБЛЕЙСКОМ ЭДЕМЕ
Ризван Ибрагимов.
Глава 1. Кто вы, мистер Икс?
Предположение, что какой-либо из малых
горных народов Кавказа (вообще очень
привязанных к своей специфической
природной среде) мог распространить
свою власть на огромную территорию
Восточноевропейской равнины,
есть настоящий абсурд».[1]
Целый ряд известных ученых XIX-XX веков, изучавших Древнюю историю человечества, обращали внимание на сходство в мотивах, орнаментике, обычаях, религиозных верованиях различных народов, раскинутых по бескрайним просторам Ойкумены. В свою очередь, лингвисты обнаруживали параллели в языках, указывавшие на единый источник их происхождения. Археологи буквально впадали в ступор, обнаруживая идентичные предметы обихода на всем пространстве планеты от Тихого океана до Атлантического, от Северного Ледовитого до Индийского. Азиатско-американские параллели в искусстве были зафиксированы учеными-американистами Леонардом Адамом, Карлом Гентце, Полем Ривке, Хосе Имбеллионе и другими. К. Гентце и Л.Адам отмечали сходство отличительных признаков различных изделий народов Восточной Азии, северо-западного побережья Америки и Мексики. Как пишут Фоменко и Носовский [2], ход древней истории выглядел, согласно этой концепции, примитивно просто: "дающий" Восток и "воспринимающая" периферия, в которую входила почти вся наша планета...
Иными словами, все древние культуры были созданы неким Центром, расположенным на Востоке. Большой вклад в развитие этой концепции внесли немецкие и австрийские этнографы, создатели так называемой теории "культурных кругов" - Ф. Гренбер, В. Шмидт, Б. Анкерман, В. Копперс и другие. Они доказывали, что на протяжении всей истории человечества было семь или восемь последовательных волн цивилизаторов гигантского масштаба, исходивших из этого таинственного центра, создавших культуры всех народов мира.
Очень красноречиво роль этого Центра в истории описал в своей книге один довольно известный автор:
«Все, чему мы изумляемся в этом мире, - наука и искусство, техника и открытия - все это только продукт творчества одного народа. От него и зависит существование всей нашей культуры. Если бы этот народ погиб, то вместе с ним сошло бы в могилу все человечество. Все великие культуры прошлого погибли только в результате того, что творческий народ вымирал в результате отравления крови.
Все, что мы имеем теперь в смысле человеческой культуры, в смысле результатов искусства, науки и техники - все это является почти исключительно продуктом творчества арийцев. Из этого конечно можно не без основания заключить, что и в прошлом именно арийцам принадлежала та самая высокая роль, т.е. что арийцы являлись основоположниками человечества. Ариец является Прометеем человечества. Его ясная голова была одарена божьей искрой гения, ему было дано возжечь первые огоньки человеческого разума, ему первому удалось бросить яркий луч света в темную ночь загадок природы и показать человеку дорогу к культуре, научив его таинству господства над всеми остальными живыми существами на этой земле. Попробуйте устранить роль арийской расы на будущие времена, и, быть может, уже всего через несколько сот лет земля опять будет погружена во мрак, человеческая культура погибнет и мир опустеет.
Если мы разделим человечество на три группы: 1) основателей культуры, 2) носителей культуры и 3) разрушителей культуры, то представителями первых двух групп будут пожалуй только одни арийцы. Именно арийцы создали, так сказать, фундамент и стены человеческих творений. Другие народы наложили свой отпечаток только на стены и форму. Все основные планы человеческого прогресса, все самые большие камни, необходимые для постройки, - все это дал ариец. Другим расам принадлежало только выполнение планов.
При более внимательном ознакомлении с судьбами развития отдельных народов приходится констатировать тот факт, что все они почти сплошь первоначально являлись лишь носителями культуры, а не основателями ее.
Почти всюду можно наблюдать следующую картину развития. Арийским племенам - зачастую в численном отношении до смешного малочисленным - удается подчинить себе чужие народы. Опираясь на особые условия, свойственные данным территориям (степень обилия, климатические условия, и т.д.), и используя соответствующим образом, имеющуюся теперь в их распоряжении большую рабочую силу, арийцы пробуждают в покоренных народах духовные и организаторские способности, спавшие до сих пор непробудным сном.
В течение столетий, арийцам удается создать новую культуру, которой вначале присущи все внутренние черты арийцев, и которая только до известной степени приспособляется в вышеуказанном смысле к свойствам земли и к человеческим свойствам завоеванных народов. Но затем проходит известное время, сами завоеватели начинают нарушать принцип чистоты крови, которого раньше они придерживались очень строго, постепенно они начинают смешиваться с покоренными народами, и таким образом заканчивается их собственное существование. Известно ведь, что вслед за грехопадением в раю пришло изгнание из Рая.
Пройдет одно или два тысячелетия. И последние следы некогда цивилизованного народа мы сможем констатировать только в белом цвете кожи, получившемся в результате смешения крови «богов» и людей, и в окостеневшей культуре, занесенной некогда избранным народом. В крови оцивилизованных народов растворялись все духовные преимущества прежних цивилизаторов. Факел человеческого прогресса неуклонно угасал.
В истории многократно случалось так, что после очередного Апокалипсиса народы и во второй, и в третий, и в пятый раз приходили в соприкосновение с той расой, которая некогда уже занесла к ним культуру, причем ни та, ни другая сторона даже не помнили о предыдущих встречах. Теперь остатки крови прежних владык бессознательно текли навстречу вновь пришедшей арийской крови. В стране подымалась новая волна цивилизации, и она оказывала свое благодетельное влияние вплоть до того момента, пока носители культуры опять не растворялись среди чужих народов».
К аналогичному выводу, изучая истории Шумера, Египта и других цивилизаций древности, пришел В.Я. Брюсов. Он отмечает общность их культур, идентичность богов, сходство керамики и многое другое. При этом выяснил, что эти культуры не произошли одна от другой, не переняли достижения друг у друга, но имели общий корень. Освещая вопрос, Брюсов пишет:
«На все эти вопросы есть, по-видимому, только один правдоподобный и приемлемый для науки ответ: аналогии в культурах Эгейи и Египта должно объяснить не влиянием одного народа на другой, а общностью происхождения этих культур. Та и другая, развиваясь самостоятельно в течение тысячелетий, отправлялась от одной и той же исходной точки. Существовал, в незапамятно давние эпохи истории, некоторый Икс, некоторый культурный мир, который равно оказал свое влияние и на Эгейю и на Египет, дал им обоим первый толчок к развитию их духовных сил. Такое предположение объясняет и то обстоятельство, что религиозная мысль, как египтян, так и эгейцев, пошла по одному и тому же пути и привела к сходным результатам, и те отдельные факты, что в культуре двух народов оказались почти тождественные явления, в частности, - что некоторые письменные знаки египтян и эгейцев совпали. Допуская, что в основе культур египетской и эгейской лежит нечто единое, мы разрешаем большую часть загадок, представляемых историей Эгейи. Мало того: гипотезой о существовании этого Икс, этого древнейшего культурного мира, властно влиявшего на исторические культуры древности, мы разрешаем и многие другие загадки исторической науки. Отношения между Эгейей и Египтом - только частный случай, когда исторические факты требуют принятия этой гипотезы. Достаточно бегло обозреть другие древнейшие культурные миры человечества, чтобы убедиться, что и их история настоятельно требует допущения того же, пока неведомого нам, «Икса».
Как бы подробно ни восстанавливали мы эволюцию пирамидального зодчества, все же загадкой останется тот факт, что вдруг для Египта явилась возможность создать одно из семи «чудес света»: на берегах Нила, в большой отдаленности от мест, где можно добывать потребный для строительства материал, возвести искусственные горы из гигантских каменных глыб по определенному, строго выполненному, плану, с замечательным, вполне достигнутым, техническим совершенством. Вдруг рождаются в Египте фараоны, задумывающие такое небывалое предприятие; вдруг появляются зодчие, дерзающие на такой подвиг и оказывающиеся способными его осуществить успешно; вдруг открываются сношения с далекой заморской страной (Пунт), откуда, особым флотом и по вновь проложенным дорогам, везут нужный материал, добытый в специальных каменоломнях; вдруг находятся сотни тысяч рабочих рук, покорных единой воле; главное же, - вдруг строители оказываются во всеоружии необходимых математических, чисто геометрических и разного рода технических познаний, без которых немыслимы подобные сооружения, а в распоряжении тех же строителей оказываются приспособления для перевозки тяжелых глыб на протяжении тысячи верст, всевозможные инструменты для рубки и тески твердого камня, мощные машины для подъема страшных тяжестей на высоту сотых этажей, мастерские для выработки медных листов, которыми были облицованы стороны пирамид, и многое другое подобное.
Египтяне сразу проявляют себя народом высококультурным, обладающим огромными познаниями, большим техническим навыком и неизмеримыми средствами; великие пирамиды встают к небу, на диво всем будущим путешественникам, вплоть до современных туристов… Но проходит одно столетие, полтора столетия, и так же вдруг, так же внезапно, отважное строительство кончается. Никто из позднейших фараонов не решается соперничать с Хеопсом. Египет, как государство, растет, крепнет, превращается в империю, включившую в свои пределы значительную область Передней Азии и часть Эгейских островов; египетская культура расцветает ярко и пышно, подчиняя своему влиянию окрестные страны; наука и искусство в Египте делают гигантские шаги вперед; но подвиг древних строителей остается непревзойденным. В XXIX веке до Р. X. египтяне могли строить великие пирамиды, в последующие века - не могли.
И хочется повторить вопрос Масперо: «Не должно ли заключить из этого, что в период между двумя этими эпохами (т. е. между „додинастической“ и эпохой после первых династий) какой-то пришедший извне народ наложил свое влияние на жителей Египта, принеся им то понимание, в данном случае, великого и то умение реализовать его, каким до той поры египтяне не обладали?
…египтянами, эгейцами и майями не исчерпывается семья народов, культуры которых, в древнейшие времена, уже оказываются связанными между собою тайными аналогиями. Мы в третий раз встречаем пирамиду, опять в Старом Свете, на холмах и в долинах Этрурии; там же стоят триумфальные арки этрусков с такими же горельефными масками, какие помещены на стенах майских дворцов; календарь майев обнаруживает родство с летосчислением вавилонян; орнаменты, обычные в Центральной Америке, повторяются на постройках древнего Кавказа; майские письмена - в книгах древнейшей Индии; черты китайского художества отражаются в произведениях народов аймара, населявших когда-то современное Перу, в Южной Америке, и т. д. Беглый обзор всех древнейших культур человечества покажет единство начал, лежащих в их основании.
Обращаясь в противоположную сторону, на восток от эгейского побережья и Египта, мы тоже встречаем в ранней древности ряд культурных центров, связанных разнообразными аналогиями с рассмотренными раньше. Как известно, не так давно, благодаря, главным образом, поистине гениальным прозрениям акад. проф. Н. Я. Марра, для науки открылся как бы новый мир: культура яфетидов на Кавказе и в областях древней Армении. История получает возможность наблюдать эту культуру именно во 2-м тысячелетии до Р. X., но она, несомненно, - гораздо древнее, и начало ее теряется в 3-м, если не в 4-м тысячелетии.
Пока еще трудно восстановить хронологию яфетидов. Но несомненно, что их царства уже клонились к упадку, следовательно, уже давно пережили и считали в далеком прошлом времена своего расцвета - в XII в. до Р. X., в эпоху войн халдского царя Туглат-Палассара (около 1100 г. до Р. X.). По надписям этого царя мы знаем, что он совершил ряд походов на царство Наири, расположенное вокруг Ванского озера и далее на Северо-Восток, к массиву Кавказских гор, - царство, своеобразная культура которого была поздним цветком культуры общеяфетидской. Проводя от этой даты линию в прошлое, мы получаем, подтверждаемую данными археологии, эпоху конца 3-го и начала 2-го тысячелетия до Р. X., т. е. опять те же времена, когда расцветали города-лабиринты на Крите. Из других надписей халдских и ассирийских царей мы узнаем названия других яфетидских царств, и среди них, как особо значительное, царство Урарту, позднее отождествляемое, конечно, географически, с Арменией. Процветание этих царств предшествовало халдо-вавилонскому могуществу, и различные косвенные данные позволяют заключить, что был период, когда яфетидские народы стояли в центре всего умственного движения современности, на далекое пространство, вплоть до берегов Иордана и до Семиречья в Индостане».
Сегодня мы являемся свидетелями усиленного перетягивания армянами на себя истории государства Урарту. Начав массовое заселение Армянского Нагорья только в середине XIX века, после изгнания оттуда российскими войсками мусульман, они сочинили массу «древних» исторических летописей, создав себе фальшивую историю. Брюсов прямо говорит нам: Урарту и Армения - это не одно и то же.
В своих поисках таинственного Икс, видимо, логически понимая, что именно с ним он должен быть связан, Брюсов обращается к личности Ноаха, но сделать окончательное заключение не смог, оставив его на откуп будущим исследователям:
«Остается напомнить библейский рассказ о Ноевом ковчеге, остановившемся на вершине Арарата. Быть может, в легенде скрыто зерно исторической истины: то было воспоминание о той исключительной роли, какую играли «царства Араратские» (тоже библейский термин) в культурной жизни ранней древности. По представлениям Библии, весь род человеческий вновь расселился по земле с Арарата, и, следовательно, оттуда разлилась вся земная цивилизация. Еврейские сказители, так видоизменившие халдейские предания о всемирном потопе, должны были помнить, что когда-то с Арарата лился к ним свет просвещения, что оттуда ждали они откровений науки и искусства. Народы, жившие вокруг Арарата, - яфетидские племена, - представлялись древнейшим евреям, как самые просвещенные среди всех других. Халдейские цари, сокрушив царства Наири и Урарту, разрушили один из древнейших на земле очагов цивилизации, и, вероятно, будущие раскопки на побережьях Ванского озера принесут науке столь же неожиданные откровения, как ожидаемые археологические открытия на другом конце земли, на крайнем западе Европы.
Мир яфетидов - не единственный культурный мир этого типа, лежащий восточнее Месопотамии. Сходные выводы дало бы нам также рассмотрение культуры Элама и особенно древнейшей Индии. Но всего замечательнее, что те же «исторические аналогии» отмечены новейшими исследованиями и в культурах Дальнего Востока, у народов, расселившихся по берегам Тихого океана, т. е. у китайцев, японцев, племен Индокитайского полуострова, Малакки, некоторых островов Полинезии (острова Пасхи) и западного берега Южной Америки [4]. Недавно появившаяся блестящая книга португальского ученого Феноллозе [3] устанавливает, как отныне неопровержимый факт, что древнейшая, по его терминологии, «Тихоокеанская» культура захватывала огромное пространство, оказывая могущественное влияние на все народы, окружающие Тихий океан, и находясь в таинственных соотношениях с культурами Средиземноморья. Сам Феноллозе склонен находить в культурах эгейской, египетской и эллинской следы непосредственного влияния на них культуры Тихоокеанской… Весьма вероятно, что исследователь, увлеченный своими, бесспорно, любопытными открытиями, заходит в своих выводах слишком далеко. Но что Дальний Восток не был чужд единству древнейших культур человечества, это теперь может считаться доказанным.
Таким образом, весь «Старый Свет», древнейшие культуры трех материков, Европы, Азии и Африки (в ее северо-восточной части), оказались связанными таинственными нитями «исторических аналогий». Но мы уже видели, что эта связь продолжается дальше: она перекидывается в «Новый Свет», захватывая народы Центральной Америки, майев, а через них и ацтеков. Книга Феноллозе прибавляет к этому связь Тихоокеанской культуры с древнейшей культурой Южной Америки . Уже общность культур Старого Света, как мы видели, не может быть полностью объяснена взаимным влиянием народов друг на друга; присоединение же к этой семье народов американских настоятельно требует иного толкования. В этом факте загадка истории встает во весь свой рост, и историки или должны удовольствоваться скромным «ignoramus» («нам это неизвестно»), или пойти навстречу отвергаемой ими старинной традиции о культурном мире, еще более древнем, нежели «ранняя древность». После беглого обзора культур «Старого Света», близость к ним культуры древнемексиканской становится особенно разительной: обнаруживается, сколькими разнообразными нитями древнейшая Америка была соединена с миром Средиземноморья, отделенным от нее непреодолимыми, в те времена, глубями океана.
Последний вывод всего нашего обозрения - опять тот же самый. Та общность начал, которая лежит в основе разнообразнейших и удаленнейших друг от друга культур «ранней древности»: эгейской, египетской, вавилонской, этрурской, яфетидской, древнеиндусской, майской, а может быть, также Тихоокеанской и культуры южноамериканских народов, не может быть вполне объяснена заимствованиями одних народов у других, взаимным их влиянием и подражаниями. Должно искать в основе всех древнейших культур человечества некоторое единое влияние, которое одно может правдоподобно объяснить замечательные аналогии между ними. Должно искать за пределами «ранней древности» некоторый «Икс», еще неведомый науке культурный мир, который первый дал толчок к развитию всех известных нам цивилизаций. Египтяне, вавилоняне, эгейцы, эллины, римляне были нашими учителями, учителями нашей, современной цивилизации. Кто же был их учителями? Кого же можем назвать ответственным именем «учители учителей?»[5]
Коль скоро Брюсов, не справившись сам, оставил задачу поиска мистера «Икс» будущим исследователям, мы вправе перенять у него эстафету, дабы поставить последнюю точку в данном вопросе. Мы обладаем для этого всей полнотой информации, исчерпывающей доказательной базой, и готовы назвать тех, кого Брюсов по праву именует учителями учителей. И начать нам придется с допотопного периода истории человечества.
1. Васильева Н.И. "Русская Хазария". Новый взгляд на историю" - М.: Метагалактика, 2001. - 320 с. (Подлинная История Русского Народа, выпуск 2-3.2001). С.159-254.
2. Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко. Реконструкция всеобщей истории (Новая Хронология) Москва, 2000.
3. В немецком переводе книга озаглавлена: Fenollose, «Ursprung und Entwicklung der chinesischen und japanischen Kunst». Verl. v. Karl W. Hiersemann. Leipz. 1913.
4. В Южной Америке носителями древнейшей культуры являются племена аймара. Их цивилизация, падение которой относится к I в. до Р. X., представляет ряд аналогий с культурой китайской и с культурой древнейшего Индо-Китая. Что до государства инков, которое было найдено в Южной Америке испанцами, то оно возникло лишь в X в. нашей эры.
5. Брюсов Валерий. Собрание сочинений в семи томах. Том 7. Статьи о Пушкине. Учители учителей. - М.: Художественная литература, 1973. - 528с.
Продолжение >>>