Apr 15, 2009 21:57
Сразу скажу, что просмотр фильма для меня проходил под двумя углами зрения: по отношению к любовной истории (на которую делался упор в рекламных трейлерах) и по отношению к недавним горячим политическим событиям.
По остроте накала, наверное, целесообразно начать с политики. Что ж… Фильм для меня открылся пропагандистской картиной, выпущенной под эгидой министерства обороны. Обратим внимание на то, что он был показан в вечерний прайм-тайм, по Первому каналу, который, как водится, излагает события весьма субъективно. Само название фильма «Олимпиус инферно» (который, якобы, отражает название бабочки, за которой приехали охотиться энтомологи) отсылает нас к событиям 08/08/08. Причем вскрыть подтекст оказывается просто (да и понятно: ведь фильм рассчитан на рядового россиянина, которому надо давать готовые истины): языковая игра с олимпийскими играми и жуткой акцией грузинских войск. В фильме излагается та же точка зрения на события августа 2008, что и в «Новостях» и программе «Время», причем некоторые реплики напрямую перекликаются с реальными отзывами осетин, но их использование в фильме снижает и уродует порывы граждан, пострадавших от боевых действий. Так, например, в сцене, когда Женя (Полина Филоненко) под пулями достает аптечку из брошенной машины скорой помощи, а Майкл (интересно, почему она называет его так, ведь он америниканизированный русский, увезенный родителями за кордон в детстве, а значит, должен был бы быть просто Мишей), который учится на энтомолога, вдруг начинает зашивать раненого осетинского мальчика, - в этой сцене одна из женщин говорит слова благодарности героям. Невольно вспоминаются выпуски «Новостей», когда демонстрировались кадры, как осетинки благодарят русских солдат и Россию за помощь, спасение и освобождение. Слова-то одни и те же, но какова разница контекстов!!!
Для меня в этом фильме не было загадок: грузинские войска показаны с флагами на танках и американскими нашивками на форме (некоторые уже целиком в форму дяди Сэма облачились). Демонстрируется забота американцев об их гражданах - сцена о чудодейственной силе американского паспорта (вспомним у Маяковского еще в 1929 году: «Глазами / доброго дядю выев, не переставая / кланяться, / берут, / как будто берут чаевые, / паспорт / американца».) Что ж, заметим, что в фильме много примеров ауто- и гетеростереотипа (то есть наше восприятие себя и наше восприятие американцев). О том, как показаны в фильме грузины, говорить не хочется. Слов, кроме «уроды» и «быдло», подобрать не могу. В то время как осетины, напротив, изображаются смелыми, сильными, честными. (Давайте вспомним осетинского парня, погибшего, спасая нашу парочку). Таким образом, в фирме четко проведена граница между «своими» и «чужими», хорошими и плохими. Для документальности в фильме используются отрывки выступлений президента Медведева, и непонятно только, как можно было запихнуть такое количество фактов в такой мало похожий на реальность фильм. Даже выступление Майкла (а по-нашему, Миши) по возвращении из Осетии на одном из телеканалов США наглым образом содрано. В эфире американского канала действительно был диалог с очевидцами событий августа прошлого года, однако, опять же использование этой линии в фильме изуродовало факты и снизило их этическую ценность. При просмотре фильма не покидает чувство непродуманности, незавершенности. Наверное, это связано со сжатыми сроками съемок фильма. Одним словом, политическую подоплеку первого агитационного фильма я бы оценила весьма посредственно. Отрадно, конечно, что наша страна уже сейчас пытается осмыслить события грузино-осетинского конфликта, однако, форма, в которой это было воплощено, неприемлема для демократического государства, коим наша страна является (даже в конституции написано).Теперь, пожалуй, немного слов о любовной коллизии. Конечно, она является фоном для политических событий (даже возникает мысль, что и введена в фильм только для того, чтобы было, чем заинтересовать «пипл» в трейлерах, чтобы он «схавал» - ну, собственно, так и произошло). Я, конечно, не знаток, и лет мне немного, но не верю я, чтобы русский парень, уехав в Америку, стал таким, как теперь иногда говорят, «унылым говном»: мальчик с модельной внешностью и повадками «эмо». Майкл (тьфу-тьфу, еще раз) в Америке имеет невесту Джессику, которая во время эфира с ним представлена американской имбецилкой - максимум зубов в улыбке, минимум адекватного поведения. Опять же наши стереотипы. И если зритель на протяжении фильма хотел бы видеть динамику отношений Жени и Майкла, то напрасно, потому что ее нет: Майкл срывается из Осетии к невесте, не может объясниться с ней. Некоторое недопонимание (не слишком ли много «НЕ-» для одной картины?) остается после открытого финала: показаны два варианта развития событий (тут стоит задуматься, а стоило ли в столь прозрачный фильм вносить такую живую струю и путать обывателя разными трактовками?). Один - ожидаемый, для «пипла» - что после ранения наша Женя выжила, а Майкл рванул к ней и, дай Бог, снова станет Мишей. Вторая концовка более выгодна для художественного фильма (каковым «Олимпиус инферно», к сожалению, не является, относясь к полудокументальным пропагандистским пассажам), Женя погибает, и в этом месте все зрители, как в древнегреческом театре, дружно испытывают катарсис.Напоследок хочется всем порекомендовать посмотреть этот фильм, хотя бы для того, чтобы узнать, каким не должно быть наше новое российское кино: подвластным официальным точкам зрения, с плохими актерами и непродуманным и нехудожественным сценарием.
уче6а,
кино