Жанр: драма (историческая, биографическая)
Производство: Россия, 2008 год
Режиссёр: Андрей Кравчук
В ролях: Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Сергей Безруков, Егор Бероев, Фёдор Бондарчук (с волосами!!!!) и другие.
Бюджет: 16 млн. долларов.
Длительность: 123 минуты.
Начало проката: 9 октября 2008 г.
Сразу скажу, что фильм потрясающий. Сюжет, игра актёров, спец-эффекты, - всё на высшем уровне. Даже инфантильная Боярская не испортила картину!
Фильм повествует о жизни русского адмирала Александра Васильевича Колчака, начиная с 1916 года по 1920 год, когда он был расстрелян. Батальные морские сцены Первой мировой войны, бои на суше в период войны гражданской обращают внимание на великолепные спец-эффекты(звук, компьютерная графика и т.д.), не уступающие голливудским, а эмоции переданы очень тонко и настолько чётко, что не переживать, не сливаться с действием на экране - просто невозможно. Одним из важнейших плюсов картины является её аполитичность: наконец-то в нашем кинематографе перестали показывать большевиков, как героев, а белых - как предателей, на преодоление совдеповских предрассудков. Об этом может свидетельствовать сцена после сражения, когда по краям траншеи два мужчины выкладывают трупы погибших, найдя красногвардейца, они обращаются к попу, который отпевал воинов: "куда красного класть?" Святой отец на это им ответил, что разницы нет, белый или красный - всё одно: народ наш...
Любовная линия поначалу кажется слишком затянутой... Повстречавшись, Анна Тимирёва и Колчак на протяжении нескольких сцен бросают друг на друга пламенные взгляды. Причем, сразу видно, что Хабенский чувствует оттенки эмоций более тонко, нежели Боярская, однако, вскоре им предстояло показывать более острые чувства - и тут Елизавета Михайловна реабилитировалась. Изначально любовная коллизия ставится во главу угла: слоган фильма: "Ибо крепка, как смерть, любовь" (библейская аллюзия). Неоднокрасно герои фильма цитируют "Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше." (
1Кор.13:13). Этим авторы усиливают влияние на читателя, ряд церковно-религиозных деталей способствует этому влиянию (среди них соборное пение, главные герои не расстаются с иконами, часто молятся, люди идут в бой "с Богом")...
В конце фильма героиня Елизаветы Боярской (Анна Васильевна Тимирёва) приходит на съемки "Войны и мира" и на нее обрушивается шквал воспоминаний о своей жизни, Александре Колчаке, о революции. В своих мечтах она представляет себе свой первый с ним танец, представляет себя счастливой. Но годы, которые она провела в тюрьмах и лагерях, оставляют в её глазах печать скорби, боли и отчаятия, с примесью несломленной силы и безграничной женской мудрости. Отмечу, что смена молодой Тимирёвой Анной, проведшей 37 лет в ссылках, произошла органично, то есть Боярская-таки "подвела" образ своей героини в восприятии зрителя к образу постаревшей Анны. (Образ видится единым). А за пронзительный взгляд этих бесконечно проницательных глаз можно простить некоторые огрехи в работе молодой актрисы...
Итог: твёрдая пятёрка.