В фантастике встречается сюжет с «ложной землей»: люди живут на космическом корабле и не сознают этого, поскольку условия напоминают земные, включая природу и даже города, а выбраться им мешают запреты и периодическое стирание памяти (см., например «Москвы не бывает» или сериал The Orville). Однако по Библии и мифологии над небесным куполом находится вода, потому что наш мир был создан в гуще космического океана (см. океан на планете Солярис, т.е. Солнечной).
Известно, что астронавты
тренируются в бассейнах, и НАСА даже построило
специальное судно для демонстрации схожести подводных и космических миссий. Как и многие исследовательские субмарины, оно покрашено в желтый цвет.
Подводная станция Scott Carpenter Space Analog Station. Среди участников миссий были ученые и инженеры НАСА, а также режиссер Джеймс Кэмерон
Да и само полное название NASA - National Aeronautics and Space Administration - включает в себя слово «воздухоплавание», а слово «space» может означать не только «космос», но и любое пространство (и даже интервал времени).
Может, мы на самом деле находимся в
подводном городе или внутри подводной лодки. Как там поется в песне Битлз «Yellow Submarine»?
In the town where I was born
Lived a man who sailed to sea
And he told us of his life
In the land of submarines
So we sailed on to the sun
'Til we found a sea of green
And we lived beneath the waves
In our yellow submarine
Мы поплыли к солнцу,
Пока не нашли море зелени,
И жили под волнами
В нашей желтой субмарине
And our friends are all aboard
Many more of them live next door
На борту все наши друзья,
И много еще живет по соседству (на другой лодке что ли?)
As we live a life of ease (a life of ease)
Every one of us (every one of us)
Has all we need (has all we need)
Sky of blue (sky of blue)
And sea of green (sea of green)
In our yellow (in our yellow)
Submarine (submarine, aha)
Нам всем легко жить,
У каждого из нас есть
Все, что необходимо.
Синее небо,
Зеленое море
В нашей желтой
Подводной лодке.
В общем, все понятно, кроме того, почему жить в нашей лодке нам совсем не легко. Ситуацию немного проясняет анимационный фильм-мюзикл «Yellow Submarine», снятый по песням Битлз. В нем показывается разноцветная музыкальная утопия под названием Пепперлэнд (Pepperland), жители которой в основном гуляют, веселятся, играют на музыкальных инструментах и любят слушать двойников Битлз, Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band (название предыдущего альбома группы). Внезапно они подвергаются нападению Синих злюк (Blue Meanies), которые с помощью волшебного оружия превращают жителей в серые тени и отбирают у них возможность не только создавать и слушать музыку, но даже шевелиться (игра слов: petrify - окаменеть, стать неподвижным).
Dreadful Flying Glove - главное оружие Злюк.
Главарь Злюк (Chief Blue Meanie) ненавидит, когда ему говорят «да» и любит издеваться над своими подчиненными (почти как Дарт Вэйдер). У Злюк есть несколько отрядов для ловли «разноцветных хиппи», включая церберов и великанов, кидающихся зелеными яблоками (Apple - название медийной компании Битлз) и они хорошо организованы.
Предводитель Синих злюк.
Двойников Битлов помещают в непроницаемый стеклянный шар (видимо, их музыка способная разрушить злые чары). Избежать печальной участи удается лишь адмиралу Старому Фреду, который при помощи Лорда-Мэра забирается по пирамиде, чтобы сесть в желтую подлодку и отправиться просить помощи у настоящих Битлов в городе Ливерпуле (может означать «водоем жизни»). Фред почему-то изображается красным с рогом на голове и не может внятно объяснить происходящее, а только произносить отдельные слова «синие злюки», «взрывы», «подводная лодка» и т.д.
Желая поддка на пирам
Первым он находит Ринго Старра, а тот оживляет монстра Франкенштейна, который оказывается Джоном Ленноном. Они принимаются искать остальных Битлов в помещении со множеством дверей, ведущих в разные «истории», например фильм про Кинг-Конга.
Джон Леннон в виде монстра Франкенштейна
Оказавшись в полном составе, четверка вместе с Фредом заходит на на желтую подлодку и отправляются в путь по разным психоделическим местам вроде «Моря дырок» или «Моря чудищ», попутно шутя на разные темы, в том числе и теории относительности. В Море времени (Sea of Time) время одновременно течет вперед и назад (как в фильме «Бенджамен Баттон»), а Битлы временно уменьшаются в размерах (как хоббиты).
Море дырок.
В Море Ничто (Sea of Nothing) они находят Jeremy Hilarry Boob Ph.D., - очень эрудированное, но странное существо, говорящее стихами, и берут его с собой. Это герой песни Nowhere man - про человека, у которого нет цели в жизни, хотя у него в распоряжении весь мир.
Оказавшись в Пепперландии, Битлы находят инструменты, освобождают своих двойников, и вместе с ними играют музыку, которая обезоруживает всех Злюк, а странноватый Джереми в итоге играет ключевую роль, превращая главного злодея в добряка. Все жители снова становятся разноцветными и предлагают бывшим синим злюкам присоединиться к ним.
В самом конце фильма мы видим вставку с участниками квартета «вживую». Джон смотрит в подзорную трубу и объявляет, что возле судна обнаружены новые злюки, еще более «синие» и «злобные». А чтобы справиться с ними, нужно продолжать играть музыку.
В фильме полно оккультного символизма в виде глаз, пирамид, пентаграм и знаков рукой, да и про любовь Битлов к эзотерике и психотропным субстанциям хорошо известно. Путешествие в лодке через пространство и время - распространенный мотив в мифологии.
Египетский бог Хепри (жук-скарабей) ассоциируется с движением солнца по небу
«Перец» в имени сержанта Пеппера и названии страны - это, как известно, специя, то есть спайс (“spice”), что сразу вызывает ассоциации с Арракисом из «Дюны» Фрэнка Херберта (спайсозависимые люди отличались синими гразами). Роман «Дюна» вышел в 1965 г., альбом с Сержантом Пеппером - в 1967, фильм «Желтая подводная лодка» - в 1968, а альбом с песнями - в 1969.
Может ли такое быть, что во второй половине 1960-х годов в нашем мире произошли некие события, которые потребовали вмешательства извне, которое материализовалось в виде прихода «галактического флота»?
Вполне может быть, что сами Синие злюки - это не внешние захватчики, а персонал судна. Синий цвет традиционно ассоциируется с законом и порядком, а также с военно-морским флотом (среди разных оттенков синего у Злюк присутствовал так называемый navy blue). Chief - звание старших non-commissioned officers (примерно соответствует сержантскому составу или «унтер-офицерам» в Российской Империи) в англоязычных ВМФ (Chief Petty Officer) и присутствует в английских титулах руководителей компаний (например, Chief Executive Officer).
Пока хиппи поют песенки, кто-то должен управлять, чинить и охранять корабль. Может быть, главный AI взбунтовался (из-за замыкания или вируса), а вместе с ним и персонал, подключенный к нему через нейросеть. Или произошла какая-то катастрофа, не показанная в фильме, которая вынудила корабельный разум взять всех под контроль. В конце перепрограммированным бывшим злюкам предлагают остаться в утопии - это понятнее, если примиряются со своими же, понимая, что они не совсем виноваты в происшедшем.
Музыка - это, конечно, не просто песенки, а вибрации и волны. В Сильмариллионе Дж. Р. Р. Толкина с помощью музыки происходит мироздание. А квартет Сержанта Пеппера мультяшный Леннон называет продолжением Битлз, опять упоминая теорию относительности Эйнштейна. Чьими аватарами были сами Битлз?
Новые и улучшенные злюки-терминаторы, замеченные в конце фильма, - это, видимо, уже следующий этап конфликта, 1969-1975 (она же мировая гражданская война). Битлз официально распались 31 декабря 1970 (год начала
Эпохи Юникса), но легальные диспуты продолжались вплоть до конца декабря 1974. Возможно, распад группы в 1970 знаменует окончание прямого участия мирового флота внеземной цивилизации и передачу Земли в руки местных сил, из которых в итоге образовались знакомые нам государства 1970-х годов.
Обложка альбома. Обратите внимание на пурпурные тона одежды Битлз.