Надо думать, они не единственные.
Если об этом пишут в «уважаемых» публикациях, то это уже не конспирология.
Статья из журнала «Экономист»:
Чай пуэр - это земляная заварка, любимая диетологами за свои пищеварительные свойства. Его листья растут в лесах горы Цзинмай на юго-западе Китая, которая 17 сентября была включена ЮНЕСКО, культурным подразделением ООН, в список объектов Всемирного наследия. Китай надеется, что это позволит увеличить продажи чая и привлечь туристов в этот регион, расположенный вблизи границы с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом. Китайские чиновники прилагают все усилия для того, чтобы получить знак одобрения ЮНЕСКО. Больше таких объектов есть только в Италии. Ни одна страна не приближается к Китаю по количеству культурных традиций, признанных организацией.
Но усилия Китая направлены не только на увеличение продаж чая и развитие туризма. Коммунистическая партия утверждает, что современный Китай, в котором проживают десятки (возможно, сотни) этнических меньшинств, - это единая нация с непрерывной тысячелетней историей. Национальная идентичность отождествляется с этнической группой хань, составляющей более 90% населения страны. Китайские законы о наследии направлены на поддержание "единства страны" и укрепление "социальной гармонии". На практике это часто означает искажение истории с тем, чтобы она соответствовала представлениям партии о прошлом и укрепляла ее видение государственности.
Когда в 1970-х годах ЮНЕСКО задумывала свой реестр объектов всемирного наследия, Китай был намерен уничтожить свои культурные реликвии. Однако сегодня Китай жертвует больше денег и направляет больше делегатов в этот международный орган, чем любая другая страна. Многие из объектов, ратифицированных ЮНЕСКО, такие как Великая стена, хорошо известны. Но другие объекты, а также некоторые культурные традиции выдвигаются для того, чтобы узаконить власть партии над регионами с многочисленными этническими меньшинствами, считает Кристина Маагс из Шеффилдского университета. Такие районы, как Синьцзян и Тибет, не всегда были частью Китая, и в них не всегда доминировали ханьцы. Однако партийная версия истории рассказывает совсем другую историю.
В дальнезападном регионе Синьцзян более 40% населения составляют уйгуры - этническое меньшинство. Их культура, язык и мусульманская вера отличают их от большинства жителей Китая. Уйгурская территория начала переходить под официальный контроль Китая в середине XVIII в. - по преданию, маньчжурские правители династии Цин назвали ее Синьцзян, что означает "новая территория". В течение последнего десятилетия партия принуждала уйгуров и другие этнические меньшинства региона к ассимиляции. После 2017 года около миллиона из них прошли через "лагеря перевоспитания". В стране сохраняется высокий уровень секретности, и правительство ссылается на опасения по поводу терроризма и сепаратизма. Активисты утверждают, что в стране уничтожается уйгурская культура.
Все это не нашло отражения в заявлении правительства о включении гор Тяньшань в Синьцзяне в список объектов Всемирного наследия. "С древних времен люди всех национальностей Китая жили на этой плодородной земле и создали богатую материальную культуру и духовную цивилизацию", - говорится в заявке. В ней описывается Синьцзян с ханьскими военными городами и транспортными центрами, приводятся цитаты ханьских поэтов, воспевавших горы Тяньшань. На почти 1000 страницах документации уйгуры упоминаются лишь несколько раз, часто как часть списка этнических групп, проживающих на данной территории. Похожая история Синьцзяна была предложена китайским правительством, когда часть Шелкового пути была выставлена на конкурс ЮНЕСКО. Регион описывался как культурный пояс, в котором происходила "интеграция" и "непрерывное слияние" ханьцев с "местными жителями".
Когда в 1949 году партизаны Мао Цзэдуна захватили власть, границы Китая не были четко определены, а его население не было полностью покорным. В 1950 г., когда коммунистические войска вторглись в Тибет, жители встретили их не как освободителей, как утверждает партия. Обещания автономии были нарушены, что привело к неудачному восстанию тибетцев против китайского владычества в 1959 году. Однако история, одобренная ЮНЕСКО, предполагает более гармоничное прошлое. В 2013 г. организация приняла в свою "память мира" записи о Тибете времен китайской династии Юань (1279-1368 гг.). По мнению правительства Пекина, они являются доказательством древнего периода, когда императорские правители были "весьма терпимы к религиозной, политической системе и культуре Тибета", а также свидетельством того, что интеграция Тибета в состав Китая при Юань была долговременной.
Все за одного
Чтобы подкрепить идею ханьской идентичности, партия стремится размыть вклад меньшинств в заявления ЮНЕСКО. Например, в документах, поданных в организацию, говорится, что тибетский дворец Потала, где с 1649 по 1959 г. жили далай-ламы (на снимке), демонстрирует мастерство многих этнических групп, а не только тибетцев. По словам Рэйчел Харрис из Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, правительство использует "радикальную избирательность" при выборе мест, людей и практик, на которых следует акцентировать внимание.
Государство также избирательно относится к тому, какие культурные традиции оно приписывает различным группам. Хань обычно приписывают "построение цивилизации", - говорит Джухон Ли (Juheon Lee) из Среднезападного государственного университета в Техасе. Поэтому эта группа ассоциируется с приложениями, связанными с высокой культурой, такими как Пекинская опера, или техническими знаниями, такими как строительство мостов. Напротив, этнические группы в приграничных регионах номинируются за народные практики, такие как лечебное купание (тибетцы) и горловое пение (монголы).
ЮНЕСКО, как правило, не оспаривает претензии Китая. Да и историкам в Китае было бы небезопасно это делать. Г-жа Харрис отмечает, что уйгурских ученых сажают в тюрьму за то, что они отстаивают иную версию истории. Но усилия партии по выдвижению собственной интерпретации, по крайней мере, замедлились. В 2018 г. ЮНЕСКО изменила свои правила таким образом, что страна может номинировать только один новый объект в год.
Итого, до 70-х годов никто не беспокоился о сохранении ценных исторических объектов. А Китай вообще старался стереть всю свою «древнюю» историю. Может и ханьцев было намного меньше, пока компартия не решила сделать из них доминантную нацию?
Всё это показывает, чтов ЮНЕСКО, как и в друих организациях, правительствах и т.д., сталкиваются разные интересы: одни пытаются построить более разнообразное общество, (вос)создавая разные этносы и культуры, а другие (обычно марксисты-коммунисты и прочие автократы), наоборот, желают навязать всем один способ существования. И неизвестно, когда эта гражданская война закончится...