Click to view
Надо признать, что распространение коронавирусной инфекции и его последствия стали для людей искушением в самом прямом смысле этого слова - то есть, по катехизическому определению святителя Московского Филарета, таким стечением обстоятельств, «при котором есть близкая опасность утраты веры или угроза впадения в тяжкий грех». Как же мы отвечаем на это искушение?
Одним из заметных внешних последствий ограничений, введенных государственными властями для борьбы с распространением болезни, стало снижение числа участвующих в богослужениях людей. В разных храмах очень по-разному, но, по моим наблюдениям и тем сведениям, которые ко мне поступают, даже летом и осенью, то есть после открытия храмов для мирян, число прихожан за воскресными и праздничными богослужениями снизилось на треть, а где-то и на половину. Среди причин такого снижения можно назвать отъезд целых семей на дачи или даже на малую родину с работой в дистанционном формате, а также ограничительные меры, принятые в отношении некоторых групп населения, в том числе пенсионеров. Будем надеяться, что эти причины со временем станут достоянием прошлого.
Более серьезной опасностью является искушение мыслью о факультативности богослужений и вообще церковной жизни, распространение представлений о том, что собираться вместе для молитвенного общения не так уж необходимо, особенно в условиях, когда многолюдные собрания могут представлять повышенную угрозу здоровью, и что в связи с этим соответствующая традиция непременно должна быть пересмотрена. Благодарение Богу, попытки пропагандировать такие представления, кем бы они ни предпринимались, не имеют успеха. Ревность о совместной молитве за богослужением жива в сердцах большинства наших прихожан, с нетерпением ожидавших первой возможности полноценного участия в службе Божией после периода всеобщего карантина. Тем не менее по-прежнему актуально звучит и сегодня предостережение Священного Синода в его августовском послании: «Никакие технические средства не обеспечивают возможности участия христианина в большинстве таинств Церкви и особенно в важнейшем из них - Божественной Евхаристии. Личное присутствие апостолов в горнице Тайной Вечери - вот неотменяемая евангельская норма воспоминания о животворящей смерти Христовой и исповедания Его Воскресения в таинстве Его Тела и Крови. Эта норма никогда, ни при каких условиях не может быть забыта нами».
...
В нынешнем году мы были лишены привычного празднования Пасхи Христовой. Тем более ревностно должны мы переживать отблеск этого Праздника праздников в воскресные дни. Призываю вас, дорогие отцы, возгревать в людях понимание важности общей церковной молитвы под храмовыми сводами. Будем усердно поминать за Божественной литургией как «предстоящия люди», так и прихожан «ради благословных вин оставльшихся», по выражению анафоры святителя Василия Великого, да помилует их и нас Господь, по множеству Своей милости.
...
Для кого-то в этом году стало соблазном само введение в храмах профилактических мер, в том числе при совершении богослужений. Большинство из данных по этому поводу указаний обусловлено предписаниями властей, которые действовали, исходя из имеющихся сведений о коронавирусной инфекции. Следует и сегодня строго соблюдать данные в связи с этим указания Священноначалия, в том числе касающиеся ношения масок и своевременной дезинфекции поверхностей и рук.
...
При этом мы видели, как некоторые люди пытались - по недомыслию или с лукавством -объявить соблюдение профилактических правил едва ли не отступлением от Православия. Другие же, напротив, заявляли о том, что принятые нововведения должны остаться с нами навсегда. Тем и другим мы ответим, что санитарные меры, принятые в этом году, так же как это бывало - подчеркну - неоднократно в прошлом в истории Церкви, никак не влияют на нашу веру в спасительное действие благодати Святого Духа. Эти меры преходящи и обусловлены пастырской заботой о тех, для кого отсутствие этих мер могло бы стать преградой для участия в богослужении. Никто не ставит и не может поставить под сомнение действие благодати Божией. Но факт остается фактом: вера многих людей не простирается так далеко, чтобы ею полностью изгонялся страх перед опасностью.
Считаю важным отреагировать сегодня на вопросы, касающиеся внешней стороны практики причащения мирян, которые я не раз слышал в публичном пространстве и в личных разговорах, а именно вопросов, связанных с отиранием лжицы платом, как одной из предпринятых в этом году мер. Кто-то заявляет едва ли не о кощунстве, а кто-то, опять же, считает, что такая мера должна остаться с нами навсегда.
Я глубоко убежден: святыня Животворящего Тела и Божественной Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа никогда, ни при каких условиях не может стать для человека источником зла и страданий, и единственное, чего человек должен опасаться - приступить к ней без благоговения, будучи отягченным нераскаянным тяжким грехом, в том числе грехом неверия.
Дерзая рассуждать о Евхаристии, надлежит прежде всего хранить благоговение перед этим великим Таинством. Следует, в частности, всячески остерегаться материалистического отношения к святыне, которое бывает связано с почти что экспериментальным к ней подходом вплоть до кощунственных рассуждений об «антисептическом действии» или, наоборот, «бездействии» Святых Христовых Таин. Бог и Его святыни - вне всякой возможности быть предметом экспериментальных исследований. Наши взаимоотношения с Вседержителем и с тем, что Ему принадлежит, осуществляются на духовном уровне и могут иметь только глубоко личный характер.
...
Погружение в социальные сети, как верно отмечается в викариатствах, не должно приносить ущерба богослужебной и иной приходской деятельности. Многократное превышение количества подписчиков над числом реальных прихожан может создать у священника-блогера ощущение вторичности прихода. Если «виртуальная община» становится важнее реальной общины, то на обслуживание этой «виртуальной общины» и направляются главная сила и внимание священнослужителя. Он становится блогером, говорящим о духовной жизни, и перестает быть пастырем; и что, может быть, самое опасное - на второе место уходит главное - совершение богослужения, Святейшего Таинства Евхаристии. От клирика требуется трезвая оценка своей деятельности, возможно, обращение за советом к более опытному и сведущему собрату или к архипастырю. Ведь последствием увлечения подобной иллюзией может стать решение оставить регулярные богослужения. К сожалению, подобные примеры, хотя и немногочисленные, уже существуют.
Пастырь не должен превращаться и в некое подобие популярных ныне тренеров личностного роста или психологов. Известны случаи, когда некоторые клирики даже отказались от священного сана, чтобы заниматься подобной деятельностью. Их единицы, но они есть.
Остановлюсь также на вопросе сохранения пастырского достоинства. Священнику не подобает потешать публику своим поведением, а также опускаться до оскорблений или угроз. К сожалению, приходится сталкиваться в том числе и с обоснованными жалобами на поведение клириков в сети Интернет. Пастырь ни в коем случае не должен забывать, что цель его работы в социальных сетях - не развлекать людей, не привлекать их к себе, а нести слово Божие. Священник должен понимать, что, общаясь с людьми в Интернете, как и в обычной жизни, важно не только избегать высокомерия, брани, хамства, но и быть умеренным в желании стать ближе к своей аудитории. Следует помнить, что даже сами алгоритмы многих социальных сетей основываются на культивировании и непрестанной эксплуатации человеческого тщеславия.
http://www.patriarchia.ru/db/text/5739902.html И так далее