Грекофилам на заметку

Oct 07, 2020 21:20

Греческие иерархи и богословы, ранее выступавшие против экуменизма, все чаще высказываются в пользу этого движения. Кто и почему это делает?

Несколько дней назад известный иерарх и богослов Элладской Церкви митрополит Гортинский Иеремия сделал заявление, согласно которому «для нашей Церкви началось так называемое "экуменическое" движение за диалог с еретиками всей вселенной с целью вернуть их к истине».

Митрополит Иеремия видит большую пользу в экуменическом движении и даже приводит слова греческих богословов в его поддержку. При этом сам архиерей считает, что Церковью, как Телом Христовым, могут быть только православные христиане, а все остальные христианские деноминации называются «Церквями» только в общем смысле этого слова. Однако это не мешает ему утверждать, что православные христиане могут пойти на компромисс с иноверцами «потому что они - наши бывшие братья».
...
До последнего времени митрополит Иеремия был одним из самых бескомпромисных противников экуменизма и католицизма среди архиереев Элладской Православной Церкви. Наравне с митрополитом Серафимом Пирейским и митрополитом Серафимом Кифирским, митрополит Иеремия считался защитником чистоты Православной веры и противником церковного либерализма. Здесь нужно особо отметить, что именно этот архиерей был в числе тех немногих греческих иерархов, которые не побоялись не признать некоторых «деяний» Критского Собора.
...
Итак, еще в 2017 году митрополит Иеремия называет экуменизм «всеересью» и «сатанинским движением», отвергает возможность использовать для еретиков слово «Церковь». Через три года, в 2020, он резко меняет свою позицию и даже извиняется за свои прежние, антиэкуменические взгляды.

В уже упоминаемой нами «экклезиологической» проповеди иерарх, комментируя слова святителя Иоанна Златоуста о необходимости проповеди среди иноверцев, заявил: «Видите ли вы, мои христиане, что говорят святые отцы, и как по-другому я говорил с вами, будучи зилотом и избрав неправильное направление? Простите меня!»
...
Но в последнее время ситуация резко изменилась, и Элладская Церковь в лице своих отдельных иерархов все чаще высказывается в пользу экуменизма. И это, скорее всего, происходит из-за курса патриарха Варфоломея (которого греки называют «отцом рода») на единство с католиками и протестантами.
По словам главы Фанара, диалог с католиками - приоритет для Константинопольского патриархата.
...
При этом важно подчеркнуть, что этот «диалог» не предполагает решения догматических разногласий и не упоминает о необходимости покаяния со стороны католиков, так как, по мнению патриарха Варфоломея, «между православными христианами и католиками существуют только исторические разногласия, но не догматические расхождения».
...
Еще дальше своего непосредственного главы пошли представители Константинопольского патриархата в США. Так, митрополит Чикагский Нафанаил заявил, что духовенство не имеет права запрещать кому бы то ни было подходить к Причастию, поскольку этот человек может больше не вернуться в Церковь. Естественно, данный запрет рассчитан, в первую очередь, на католиков и протестантов. Именно поэтому папа в обращении к главе Фанара говорит о «сопричастии Церквей, которое требует мужественных шагов», а глава фанариотской архиепископии в США архиепископ Элпидофор считает, что для этого Константинопольскому патриархату нужно «преодолеть фундаментализм в других Поместных Церквях». При этом, по мнению Элпидофора, под фундаментализмом следует понимать критику Собора на Крите и неприятие экуменического движения.
...
«Выход» предложил еще один известнейший богослов и духовный писатель, книги которого полюбились многим православным христианам. Это митрополит Навпатский Иерофей (Влахос), который на данный момент является рупором Константинопольского патриарха внутри Элладской Церкви.

В одной из своих последних богословских статей владыка, решая вопрос о «разнообразии мнений в Церкви», пишет: «Мы должны подчиняться голосу Церкви, выраженному Священным Синодом Церкви… Мы должны следовать решениям Церкви, предпочитая любовь и мир превыше всего, чтобы избежать дискриминации и расколов… У нас есть Церковь, в которой мы будем подчиняться, и мы не будем слушать каждого священнослужителя, богослова, учителя, который знакомит нашу Святую Православную Церковь с иностранными традициями, иностранной моралью, иностранными учениями, индивидуальными и религиозными парадигмами».
...
Ведь по сути, нас разделяют не «традиции», не «обряды», не «культура», а именно догматы. Это означает, что любой диалог с еретиками и инославными должен строиться исключительно на догматическом фундаменте. Тот, кто принимает догматы нашей Церкви, и может через покаяние войти в единство с Истиной.
...
http://amin.su/content/analitika/9/6744/

Церковная жизнь, Экуменизм

Previous post Next post
Up