О странных поп-роликах образовательно-просветительского портала «Академия веры»...

Nov 08, 2019 05:33

... К несчастью, многие из представленных на портале «Академия веры» видеороликов выглядят именно как пример отступления их авторов от подлинных принципов христианского миссионерства.

...Теперь следует сказать о содержании представленных на портале «Академия веры» видеороликов. Они созданы в жанре компьютерной анимации, активно включают элементы современной массовой культуры, изобилуют яркими, порой утрированными и шуточными графическими образами, используют понятный и доступный современной молодежи язык, порой напоминают ожившие комиксы, отражают хорошо знакомые «тинэйджерам» реалии из сегодняшних кинематографа, музыки, живописи. Такие реалии современной культуры здесь постоянно соседствуют с изобразительным рядом традиционной православной культуры, иконописи, с христианской символикой. И пусть некоторые из этих роликов и выглядят порой для «православного глаза» чересчур вызывающе, всё же не все из них заслуживают негативных замечаний в отношении их богословского и нравственного содержания. Однако среди них, к сожалению, немало и подлежащих самой нелестной оценке. К прискорбию, самыми неудачными из них являются клипы, как раз посвященные наиболее важным областям христианского вероучения. Здесь следует, прежде всего, назвать ролики: «Почему Бог Троица», «Кто такой Бог?», «О Литургии», «Что такое Священное Предание», «Есть ли христианство за границами православия».

...

Ролик «Почему Бог Троица»

(автор сценария - диакон Илья Кокин).

Безусловно, это самый вопиющий из представленных на портале клипов.

Следует заметить, что в результате сделанных мной и другими критиками замечаний авторы ролика убрали из него несколько кадров. Однако это, конечно же, проблему никак не решило...

Не буду подробно касаться «юмористической» составляющей ролика. Приведу лишь один пример, позволяющий отчасти передать его общий «развлекательный» настрой. В нем, в частности, приводятся различные символические образы и аналогии из тварного мира, позволяющие мысленно приблизиться к тайне Пресвятой Троицы: к тому, каким образом Единый Бог может иметь Три Лица? Среди этих образов фигурируют солнце (само солнце, свет и тепло), дерево (корень, ствол и крона) и т. д. Однако авторы ролика решаются добавить еще и свой собственный вклад в образный «багаж» символов Троичного Бога: это чашка капучино, в которой смешиваются кофе, сливки и сахар. Подобные богословские находки, мягко говоря, вызывают недоумение. Как мы прекрасно понимаем, этот образ абсолютно богословски не корректен, так как в чашке капучино случайным образом соединяются три совершенно неоднородных и неблизких друг другу по природе вещества. Кроме того, авторы не могут удержаться еще и от весьма странной шутки: «Чашка одна, а хочется три»... Это что, как раз и есть объяснение тайны Единства и в то же время Троичности Бога? Подобная, с позволения сказать, «шутка» окончательно запутывает зрителя...

Теперь о богословской сути видеоклипа. В самом его начале перед зрителем возникает икона «Троица» преподобного Андрея Рублева. Нам сообщается, что художник изобразил на ней Три Божественных Лица: Отца, Сына и Святого Духа. А затем диктор поправляет преподобного Андрея: «Хотя, честно говоря, это не так». Затем нам, крайне заинтригованным предыдущим заявлением, сообщается, что на иконе изображены три фигуры - те самые путники, что некогда явились ветхозаветному праведнику Аврааму и предсказали ему рождение сына Исаака. «А вот то, что произошло после, никак не укладывается в сюжет о явлении Святой Троицы» - доверительно сообщает нам диктор. «Один путник остался беседовать с Авраамом, а два других отправились в город Содом, где подверглись, ну... харассменту. А чего еще было ждать от содомитов?» Как известно, слово «харассмент» чаще всего означает преступное и настойчивое сексуальное домогательство, приставание с попыткой изнасилования. При этом анимационная картинка изображает толпу серых фигур - жителей города Содома, устремляющихся к дому, в который только что вошли два ангела. Затем (в изначальной версии ролика) мы могли видеть двух ангелов выходящими из дома - с покрасневшими щеками и печальными лицами, держащими в руках плакаты с надписью «# me too». Поясню: «me too» - так называемый «хештег», ныне весьма популярный, постулирующий осуждение любых сексуальных домогательств и насилия; в последнее время он распространился в современном информационном поле - после целого ряда сексуальных скандалов в Голливуде. Именно эти кадры с плакатиком и охваченными чувством стыда ангелами из новой версии ролика исчезли, однако тема «харассмента» здесь по-прежнему осталась. Авторы ролика так и не поясняют, были ли изнасилованы содомитами эти два ангела, но будем надеяться на то, что верное православное догматическое сознание, отрицающее у ангелов материальную телесность, все же в конечном итоге помогло сценаристу клипа отринуть эту смелую мысль. Сразу замечу, что, в соответствии с библейским рассказом, те совершившиеся в Содоме события, участниками которых оказались посетившие Авраама Путники, происходили совсем не так, как это представляется авторам ролика: «Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа» (Быт. 19: 10-11). Как бы то ни было, ход клипового изложения учения о Троице движется дальше. Диктор сообщает: «Но дело здесь даже не в пикантности самой ситуации, а в том, что мы называем Святую Троицу Единосущной, Единой и Нераздельной». Так и не пояснив нам смысл этих сложных богословских формулировок, авторы тотчас же решительно рушат ошибочный рублевский «миф» о Троице. Аврааму не являлась никакая Троица, ведь «библейские путники разделились». Здесь имеется в виду то, что один из Путников остался у Авраама, в то время как два Других, как ярко повествуют авторы ролика, отправились в Содом, где их и пыталась изнасиловать налетевшая серая толпа. Далее в ролике вдруг появляются слова Евангелиста Иоанна: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18). Авторы клипа подчеркивают: Бога Отца не видел никто. Поэтому-то, по мысли авторов ролика, Аврааму и не мог явиться Бог Отец, а значит - и вся Троица в целом. Но, в то же время, как полагают авторы клипа, Аврааму все же мог явиться Бог Сын. «Так кто же тогда явился Аврааму?» По убеждению сценариста клипа - Бог Сын и с Ним два Ангела. Предположить именно это, по выражению авторов, и «будет самым логичным» (замечу: ох уж эта логика в человеческих рассуждениях о тайнах Пресвятой Троицы - опасная это вещь).
...
Что же я, как потенциальный зритель, смогу вынести из этого ролика в сухом остатке?

1. Преподобный Андрей Рублев ошибочно проинтерпретировал ветхозаветный библейский рассказ, промахнулся и написал икону с неправильным сюжетом, изобразив на ней не то, что следовало.

2. Аврааму явились Сын Божий и еще два ангела, которых затем попытались изнасиловать в Содоме, но к теме Троицы все это не имеет никакого отношения.

3. У Единого Бога есть Три Лица, но не как у змея-Горыныча из русских сказок, а как у множества живущих на земле человеческих личностей.

4. Капучино - очень хорошая вещь: не только потому, что он вкусный, но еще и потому, что это удачный символический образ единства Лиц Пресвятой Троицы.

5. Авторы ролика точно знают, зачем Богу Три Лица - затем, чтобы в Боге было Кому Друг Друга любить.

6. Залогом и основанием единства Трех Лиц Пресвятой Троицы, Которые являются самостоятельными Личностями, является не их природное единство, а именно испытываемое Ими Друг к Другу совершенное чувство любви.

И еще одно важное дополнительное замечание, относящееся к содержанию этого ролика: практически весь исходный материал для него привлекается его авторами из Ветхого Завета, но ими почти что не затрагивается новозаветное учение о Пресвятой Троице. ...

Полностью: https://ruskline.ru/analitika/2019/11/06/recenziya_na_videomaterialy_obrazovatelnoprosvetitelskogo_portala_akademiya_very

Церковная жизнь, Церковный модернизм

Previous post Next post
Up