Выставка «Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня» -отчёт.

Jun 04, 2016 13:32

Оригинал взят у mayak_parnasa в Выставка «Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня» -отчёт.
В одностолпной палате Патриаршего дворца в Московском Кремле проходит выставка под названием «Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня». На выставке представлены работы художника, скульптора, камнереза и ювелира Василия Коноваленко (1929-1989). Посетители впервые смогут увидеть вместе произведения, хранящиеся в музее «Самоцветы» в Москве, в Гохране РФ, Музее природы и науки г. Денвера (штат Колорадо), а также в собрании семьи художника в Вене и Нью-Йорке и в частных коллекциях.


Бражники. Ленинград, 1985.
Сапфиры, жемчуг, нефрит, яшма, халцедон, сердолик, лазурит, кремень, агат, кварц, белореченский кварцит, кахолонг, окаменелое дерево, обсидиан, пурпурин, золото, серебро, недрагоценный металл.
Гохран России, Москва.
Василий Коноваленко в середине прошлого века практически в одиночку возродил технологию создания скульптур из твердых цветных камней. Частью она восходит к давним европейским традициям объемной мозаики, но круглые станковые скульптуры и группы, объединённые темой и сюжетом, были целиком и полностью заслугой русских камнерезов и ювелиров прославленных предприятий конца XIX - начала XX века. Фигуры создавались путем склейки и вкрапления множества частей из разных поделочных и драгоценных камней. Отдельно вырезанные детали, например, лица, брови, усы и бороды, кисти рук, ноги, многочисленные элементы одежды тщательно подгонялись друг к другу, держась на шифтах и на особом клее.



Фрагмент. Ликбез. Ленинград, 1980-е гг.
Жемчуг природный, яшма, змеевик, нефрит, халцедон, сердолик, порфирит, кахалонг, кварц, обсидиан, чароит, родусит, офиокальцит, оникс, гранит, скарн, окаменелое дерево, кремень, пурпурин, недрагоценный металл. Гохран России, Москва.
Это, наверное, единственная работа скульптора, которая укладывалась в идеологию Советского государства. Здесь перед нами предстает красноармеец вернувшийся с Гражданской войны и отправленный на новый фронт - фронт борьбы с неграмотностью. Еще не залечены его раны, не хватает карандашей и бумаги, но уже ведется сражение с помощью мела и доски.


Фрагмент. Ликбез. Ленинград, 1980-е гг.
Жемчуг природный, яшма, змеевик, нефрит, халцедон, сердолик, порфирит, кахалонг, кварц, обсидиан, чароит, родусит, офиокальцит, оникс, гранит, скарн, окаменелое дерево, кремень, пурпурин, недрагоценный металл. Гохран России, Москва.
Обратите внимание на букву «А», которая нарисована на грифельной доске, она выполнена в технике флорентийской мозаики. А как удалось мастеру передать фактуру ткани твердым камней. Рассматривая эту композицию забываешь из какого материала она создана, так виртуозно подобраны минералы и вырезаны детали.


Фрагмент. Дедушка, груздь. Ленинград, 1972.
Беломорит, кахалонг, мрамор, малахит, яшма, кварцит, обсидиан, белореченский кварцит, пирротин, халькопирит, жемчуг, нефрит, жадеит, кремень, халцедон, чароит, мраморный оникс, диабаз, серебро. Музей «Самоцветы», Москва.
В работах Василия Коноваленко привлекает огромное количество мелких, на первый взгляд незаметных деталей. Но потом ты уже не можешь представить без них эту скульптуру.


Фрагмент. Дедушка, груздь. Ленинград, 1972.
Беломорит, кахалонг, мрамор, малахит, яшма, кварцит, обсидиан, белореченский кварцит, пирротин, халькопирит, жемчуг, нефрит, жадеит, кремень, халцедон, чароит, мраморный оникс, диабаз, серебро. Музей «Самоцветы», Москва.
Каждая его работа - это история, где каждая деталь играет свою роль, рассказывает о своем хозяине и вплетается в ткань образа.


Фрагмент. Бобыли. Москва, 1974-75.
Рисунчатый кремень, родусит, белореченский кварцит, кварцит, яшма, нефрит, габбро, тигровый глаз, диабаз, порфирит, лазурит, обсидиан. Музей «Самоцветы», Москва.
Перед вами фрагмент скульптуры изображающих двух деревенских стариков, сидящих на пне и поющих. Осень их жизни давно пришла, но остается песня, остается пестрая, праздничная одежда, а значит жизнь продолжается. Здесь нет уныния и горести, здесь осознание прожитой жизни и ее последние лихие аккорды.


Фрагмент. Бабушка и дедушка. Ленинград, 1963.
Лазурит, яшма, кремень, лабрадорит, нефрит, кахалонг, окаменелое дерево, белореченский кварцит, агат, жемчуг, гранит,
пурпурин, серебро, медь. Музей «Самоцветы», Москва.
А вот другой сюжет. Таже осень, тот же закат, но он освещен любовью и прожитой совместной жизнью. И нить сплетается в клубок единого целого, совместной любви, дружбы, счастья. От этой скульптуры веет теплом и домашним очагом.


Фрагмент. Бабушка и дедушка. Ленинград, 1963.
Лазурит, яшма, кремень, лабрадорит, нефрит, кахалонг, окаменелое дерево, белореченский кварцит, агат, жемчуг,
гранит, пурпурин, серебро, медь. Музей «Самоцветы», Москва.
А сейчас мне хочется показать вам самую понравившуюся мне скульптуру в экспозиции. Хотя я и не сторонник зимней рыбалки. Но произведение завораживает.


На мормышку. Ленинград, 1967.
Агат, нефрит, абсидиан, лазурит, флюорит, льдистый кварц, окаменелое дерево, гематит, кварцевые щетки, кремень рисунчатый, лабродорит, кахалонг, белоречинский кварцит, яшма, диабаз, золото, серебро. Музей «Самоцветы», Москва.
Здесь привлекает взгляд тулуп из пятнистого агата с необработанными местами, которые создают иллюзию замерзшей и запорошенной снегом одежды. А бутылка из флюирита ненавязчиво говорит, что в ней еще есть напиток способный поддержать тепло в замерзающем теле. И мелкие рыбешки, которые даже коту не отнесешь, валяются рядом с лункой.


Фрагмент. На мормышку. Ленинград, 1967.
Агат, нефрит, абсидиан, лазурит, флюорит, льдистый кварц, окаменелое дерево, гематит, кварцевые щетки, кремень рисунчатый, лабродорит, кахалонг, белоречинский кварцит, яшма, диабаз, золото, серебро. Музей «Самоцветы», Москва.
Зима, стужа, плохой клёв - всё передано с такой любовью и такой теплотой, что возникает понимание, что автор не только любит природу, но и заядлый рыбак.


Фрагмент. На мормышку. Ленинград, 1967.
Агат, нефрит, абсидиан, лазурит, флюорит, льдистый кварц, окаменелое дерево, гематит, кварцевые щетки, кремень рисунчатый, лабродорит, кахалонг, белоречинский кварцит, яшма, диабаз, золото, серебро. Музей «Самоцветы», Москва.
А на серебряном ремешке ящика выгравировано имя автора и год создания этого рассказа из жизни любителей рыбалки.


Фрагмент. На мормышку. Ленинград, 1967.
Агат, нефрит, абсидиан, лазурит, флюорит, льдистый кварц, окаменелое дерево, гематит, кварцевые щетки, кремень рисунчатый, лабродорит, кахалонг, белоречинский кварцит, яшма, диабаз, золото, серебро. Музей «Самоцветы», Москва.
Рассказывая о работах, хочется уделить внимание и самому автору. Василий Коноваленко родился в Запорожской области, Акимовского района, в селе Петровка 5 июля 1929 года. Его детские годы прошли в другом крупном индустриальном центре 1930-х годов: шахтерском городе Донецке - бывшей Юзовке, в те времена именовавшейся Сталино. В деревне Василий прожил всего два года младенческой жизни, так как с 1931 года его отец работал в руководстве «Донтранса» - транспортной организации индустриального города сталинских времен. Василий Коноваленко в 1938 г. пошел учиться в среднюю школу, окончил 5-й класс, после чего в 1943 г., в связи с военным положением, был вместе с матерью эвакуирован.


Фрагмент. Запорожец. Москва, 1979.
Обсидиан, белореченский кварцит, беломорит, яшма, родусит, сердолик, берилл, мрамор, малахит. Музей «Самоцветы», Москва.
В 1943 г. Василий возвращается в город Сталино. С 1944 года (с 14 лет) работает в Донецком национальном академическом театре оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко скульптором-бутафором. Изначально поступив на должность «ученика художника-декоратора», уже через два года получает должность «заведующего бутафорского цеха».


Фрагмент. Чаевник. Ленинград, 1971.
Нефрит, яшма, агат, обсидиан, шокинский кварцит, белореченский кварцит, жемчуг, окаменелое дерево, золото, серебро.
В 1951 году проходит по конкурсу в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (бывший Мариинский театр). Работает художником-декоратором во многих спектаклях. В Мариинском театре Коноваленко участвует в постановке «Каменного цветка», под руководством С. И. Вирсаладзе (1957 год), в качестве художника-декоратора. В 1961 году Василий - художник-постановщик балета «Каменный цветок» в Сталинском театре в Донецке. В том же году - художник-постановщик балета «Тропою грома», Сталино. В 1962 «Последний бал» Ю.Бирюкова. Режиссер К.Муллер. Кроме того, в его сценографии шли оперы и балеты: «Спартак», «Аида», «Баядерка», «Шахерезада», «Цыганы», «Борис Годунов» в разных городах. На выставке можно увидеть не только работы Василия Коноваленко из камня, но и его эскизы к костюмам для различных постановок. А со слов его жены, интерес к работе с камнем проявился у Василия Васильевича после работы эскизами к балету "Каменный цветок".


Фрагмент. Странник (Старовер). Нью-Йорк, 1982.
Кахалонг, яшма, бирюза, аметист, тигровый глаз, гелиотроп, белоречинский кварцит, рутиловый кварц, агат, карнелиан, сапфиры, рубин, медная и свинцовая руда, золото, серебро. Музей природы и науки Денвера.
В 1973 состоялась первая персональная выставка его скульптур в Русском музее. Выставка стала сенсацией, а скульптуры Коноваленко были закуплены Гохраном России, как национальное достояние.


Портрет Л.И. Брежнева. Камея. Москва, 1975-1976. Топаз. Частное собрание, США.
В 1981 году Василий Коноваленко эмигрировал. Причиной стали уголовные преследования, связанные с работой с драгоценными металлами и неприятие официальной властью его взгляда на русскую деревню и быт - где требовалось восхвалять колхозников и ударников Коноваленко изображал лапти, потертую одежду и бытовые сценки, никак не тянущие на прославление строителей коммунизма. В Америке художник получил возможность свободно творить и талант его развернулся в полную силу. Однако он не изменил своим пристрастиям и любви к родной стране, продолжив и дальше создавать удивительные и такие милые сцены из русского быта.


Фрагмент. Воин. Ленинград, 1961.
Бирюза, нефрит, кахалонг, белоречинский кварцит, шокинский кварцит, агат, кремень, халцедон, лазурит, яшма, алмаз, золото, серебро.
Музей «Самоцветы», Москва.
Посмотрите на этот экспонат, приглядитесь, и вы увидите, что кольчуга взята из дамской серебряной кольчужной сумочки, какие были модны в XIX веке. Как удивительно и гармонично соединил автор камень и металл. Подобных примеров великолепного сочетания материалов, уникального чувства цвета и стиля на выставке множество. И хочется подолгу задержаться у каждой витрины, рассматривая каждый фрагмент, даже самый крошечный.
А завершить наш рассказ об удивительной выставке, отрывающей имя нашего соотечественника и его работы не только для профессионалов, но и для простых зрителей, нам хочется одной пронзительной работой. В ней скорбь и горесть целого поколения.


Фрагмент. Скорбящая мать. Ленинград, 1974.
Гагат, эпидотовая щепка, лабрадоритовое габбро, яшма, белореченский кварцит. Музей «Самоцветы», Москва.

Приходите в музей, и вы погрузитесь в мир ожившего камня, который расскажет вам свои истории и историю жизни удивительного скульптора Василия Коваленко.

Выставка продлится до 31 августа 2016 года.

Адрес: Московский Кремль. Выставочный зал в Успенской звоннице.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Красота, Прогулки по ГТГ и не только, Камни

Previous post Next post
Up