Сегодня - 210 лет со дня рождения Ивана Васильевича Киреевского

Apr 04, 2016 12:11

Оригинал взят у barjaktarevic в Сегодня - 210 лет со дня рождения Ивана Васильевича Киреевского


"3 апреля 1809 года родился публицист и философ, один из основателей славянофильства Иван Киреевский".
http://www.kuzrab.ru/rubriki/obshestvo/v-etot-den-rodilis-6-034/
Однако, если учесть, что по старому стилю 22 марта - это сейчас никак не третье, а четвёртое апреля, а также исправить выскочившую из-под рук торопливого заполнителя колонки девятку на шестёрку - то всё остальное правильно.
Иван Васильевич Киреевский - один из первых, наряду с Алексеем Хомяковым, создателей самобытного русского философского направления новой эпохи. Будучи в юности учеником Гегеля и Шеллинга, Киреевский завершил своё ученичество письмом "В ответ А.С. Хомякову", после которого говорить о влиянии на Ивана Васильевича немецкой философии можно только в смысле отрицания им её конечных выводов о человечестве. Поэтому крайне глупо связывать славянофильство с философией Гегеля. Жестокие словесные баталии, примером которых был цикл писем Киреевского об учении Алекасндра Родольфа Вине (Vinet), навсегда развели славянофилов и гегельянцев по разные стороны баррикад. Э. Радлов пишет о разочаровании славянофилов в Гегеле, да и как было не разочароваться в сухом, гордо-рассудочном гегельянстве после знакомства с писаниями Отцов Церкви...
Иван Киреевский имеет великие заслуги перед русским монашеством, поскольку именно он под руководством свв. Старцев Оптинских (прежде всего - Макария) перевёл и издан творения великих аскетов, живших в пору расцвета монашества на Востоке. «Ивану Васильевичу Киреевскому одновременно со старцем Макарием принадлежит инициатива великого предприятия - издания святоотеческих писаний. ... Он указывает, что русская философия должна строиться на глубоком, живом и чистом любомудрии святых отцов, представляющих зародыши высшего философского анализа.
Из всех мирских лиц, пребывающих в Оптиной Пустыни, Киреевский ближе всех других подошел к ее духу и понял, как никто иной, ее значение как духовной вершины..." (И. М. Концевич).
http://www.optina.ru/starets/relics/
"Усилиями старца Макария и его помощников, в том числе и семейства Киреевских, были опубликованы переводы преп. Паисия, который в середине XVIII века, собственно, и начал процесс перемещения святоотеческого наследия в Россию. Паисий Величковский совершил паломничество на Афон, где сумел найти драгоценные рукописи творений святых отцов и начал их перевод. Промыслительно, что у преподобного Макария и Киреевских хранились переводы, выполненные самим преп. Паисием Величковским.
В результате этого за 15 лет под руководством старца Макария было издано 16 книг. Это труды преподобных Исаака Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Феодора Студита, отцев Варсонофия и Иоанна, Симеона Нового Богослова".
http://www.pravoslavie.ru/17261.html
Особое значение имели труды Богодарованной супруги Ивана Васильевича - Наталии Петровны (1809+1900), чада св. Серафима Саровского, почитательницы св. Тихона Задонского, сомолитвенницы и соратницы Святителя Игнатия Ставропольского и Священномученика Серафима (Чичагова).
В день сегодняшнего светлого торжества, на наш взгляд, уместно будет привести малоизвестные документы, характеризующие Ивана Васильевича. В 1828 году была составлена следующая характеристика на Киреевского (приведена в "Русском богатстве" за 1905 г., т. 10): "Из дворян Орловской губернии, воспитан очень хорошо, приобрёл обширные сведения, основателен и даже почитался глубокомысленным (в 22 года! - А.П.); ... в 1824 году поступил он в Государственный Архив Иностранных дел актуариусом... круг знакомства его составляют: Сергей Александрович Соболевский...,князь Мещерский, Владимир Павлович Титов (полномочный министр в Константинополе накануне Крымской войны), Афросимов, Норов, Арбенев, Александр Иванович Кошелев и живописец Аргунов" (кто-то из сыновей великого портретиста Ивана - Николай или Яков) (С. 62).
Упомянутый в характеристике Кошелев добавляет новые персоналии в ретроспективно очерчиваемый круг знакомств и общения Васильевича (в знаменитых "Записках"): "Дм. Веневитинов, (Н.М.) Рожалин, кн. В. Одоевский, Титов, Шевырёв, Мельгунов..."(С. 9).
Для меня, как для воронежца, драгоценную подробность составляет знакомство Киреевского с Веневитиновым, хотя оно и было до начала славянофильского периода в жизни Ивана Васильевича, в пору его гегельянского ученичества. Однако, я имею смелость предположить, что, проживи новоживотиновский владелец дольше, он непременно примкнул бы к славянофилам. Во всяком случае, М. Веневитинов, племянник поэта, участвовал в воссоздании болгарской государственности...
В заключение, приведу оценку Киреевского премьер-министром Сербии Николой Пашичем, данную 100 лет назад, весной 1916 года: в своей речи в Москве Николай Петрович (как он любил подписываться), назвал Киреевского, Хомякова и Аксакова "апостолами и сподвижниками славянского братства и единения"(Московские ведомости, 1916, №. 98).

Праведники, Киреевский, Дни памяти

Previous post Next post
Up