Недавно митрополит Киевский Онуфрий (который просил молиться, чтобы не было "Великого и Святого Собора") ездил с Грецию, где встречался с первоиерархом Элладской Церкви. Просто поздороваться.
http://ortheos.livejournal.com/940651.html В Греции прошла конференция, посвященная грядущему Всеправославному собору
Организаторами научно-богословской конференции выступили четыре митрополии Элладской Православной Церкви: Гортинская, Кифирская, Глифадская и Пирейская. Мероприятие прошло на территории спортивного центра «Мира и Дружбы» в г. Пирей при большом стечении народа.
Среди докладчиков были четыре иерарха, организовавшие конференцию, а также ряд известных церковных историков и богословов.
Открыл мероприятие доклад митрополита Пирейского Серафима. Владыка подчеркнул, что признание и принятие решений того или иного церковного собора зависит исключительно от того, в какой степени он остается в рамках Святоотеческого предания и является продолжением предшествующих Соборов.
По мнению митрополита Серафима, присутствие на Всеправославном соборе только 24 епископов от каждой Поместной Церкви «ничем не оправдано»: «ставится под сомнение равноправие всех иерархов, кроме того, возникают вопросы о принципах и критериях отбора участников собора».
По мнению митрополита, в случае, если собор пойдет против Святоотеческого предания, он войдет в историю как «разбойничий псевдособор».
Митрополит Навпактский Иерофей в своем докладе высказал убежденность, что подготовленные к Собору тексты - «плод компромиссов». Он подчеркнул, что участники Всеправославного собора «должны следовать богословию обоженых святых. Следовать Святым отцам, ни в чем не искажая их учения».
Митрополит Глифадский Павел высказал сомнения в целесообразности проведения собора. По его словам, если Всеправославный собор не признает решений Восьмого (879-880 г.) и Девятого (1351 г.) соборов1, он станет «псевдособором»: «Если будет предпринята попытка ревизии решений Соборов прошлого, у нас останется только один выбор - отвергнуть Всеправославный собор». Кроме того, владыка назвал неприемлемым присутствие на Критском соборе инославных «наблюдателей».
Митрополит Кифирский Серафим высказал мнение, что Всеправославным может называться только тот собор, в котором принимают участие все православные епископы без исключения. Владыка выразил убежденность, что «иных христианских Церквей, кроме Единой Церкви Христовой, нет» и подчеркнул, что «Святая Церковь Христова не приемлет единовластия, в особенности существования Папы на Востоке». Митрополит Серафим призвал участников Критского собора не допустить разрушения церковного единства.
http://agionoros.ru/docs/2299.html Докладчики констатировали «отсутствие богословской полноценности, ясности и однозначности» в подготовленных к Всеправославному собору документах.
В резолюции подчеркивается, что «неучастие в соборе всех без исключения православных епископов чуждо каноническому и соборному преданию Церкви». Кроме того, отказ от Вселенского статуса собора «под не выдерживающим никакой критики предлогом, что в нем не смогут участвовать “христиане запада”, входит в противоречие со Святыми отцами, организовывавшими соборы без еретиков».
Что касается грядущего собора, то «он не может быть охарактеризован даже как Всеправославный, в связи с тем что в нем не будут участвовать все православные епископы». Неприемлемым и противоречащим канонам участники конференции сочли принцип «одна Поместная Церковь - один голос»: «голосовать должны все епископы без исключения».
Острой критике в резолюции по итогам конференции подвергнут документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», охарактеризованный как «богословски непоследовательный и противоречивый».
По мнению авторов резолюции, в документе прослеживается неправомерная попытка признать действительным Таинство Крещения всех христианских конфессий и заимствовать тем самым экклесиологию Второго ватиканского собора.
Участники конференции с сожалением констатируют, что на Всеправославном соборе не будет обсуждаться важнейший календарный вопрос: «Изменение Вселенским Патриархатом и Элладской Церковью церковного календаря в 1924 году было односторонним и самовольным и было предпринято в отсутствии общеправославного решения. В результате было разорвано литургическое единство Православных Поместных Церквей, последовал раскол и разделение верующих... Все мы ожидали, что грядущий Всеправославный собор поставит эту проблему на обсуждение и успешно ее разрешит».
В заключительной части резолюции по итогам конференции подчеркивается недопустимость сокращения или изменения установленных Церковью постов.
Участники научно-богословской конференции выразили опасение, что на грядущем соборе будет предпринята попытка «расширить канонические и харизматические границы Церкви и придать инославию статус церковности. Нет признаков свидетельствующих о том, что этот собор предпримет осуждение современных ересей и в первую очередь всеереси экуменизма. Напротив, все говорит о том, что будет совершена попытка их узаконить и укрепить.
Мы совершенно уверены, что любые соборные решения проникнутые экуменистическим духом не будут приняты клиром и верующими, а сам собор при подобном развитии событий войдет в церковную историю как псевдособор».
http://agionoros.ru/docs/2305.htm