Ту-154... Это уже даже не столько самолет. Это - символ. Символ целой эпохи гражданской авиации, даже наверное жизни нашей страны. Наверное нет таких (ну исключая самых молодых), кто не летал на этом самолете. И вот теперь он уходит. Уходит в историю. От эксплуатации этих машин отказались сначала все зарубежные эксплуатанты, теперь вот Аэрофлот, постепенно будут выводиться из работы и в более мелких кампаниях. Увы - ни что не вечно под луной. Самолеты - не исключение. Вырабатывается ресурс, снимаются с производства узлы и агрегаты. Да и заводы, которые строили эти машины - кто банкрот, кто снял их с производства.
Но в памяти эти машины остаются. У кого доброй, у кого... Для меня - это полет из Анапы в 85-м, потом в Ленинград летали не однократно на них. И все - Ту-154.
А сколько раз его объявляли устаревшим, неэффективным, опасным. А он как ни в чем ни бывало - продолжает трудиться и возить пассажиров. Кто знает - но присвоенное наименование по классификации НАТО Careless - "беззаботный" - возможно и дало этому лайнеру столь долгую жизнь - 42 года в строю.
Ту-154 - это машина второго поколения реактивной гражданской авиации. Конструктора уже освоились, провели "работу над ошибками". В СССР с реактивными самолетами для ГВФ было хреново. Ту-104 при всех усилиях был далеко не безопасной в работе машиной, а Ту-124 - так вообще стал этаким "летающим гробом".
И для замены последнего был создан Ту-134 - первый пассажирский самолет в СССР с хвостовым расположением двигателей. Первый полет он совершил в 1963 году. Тогда же в воздух поднимается "конкурент" - Boeing-727. Но дальность 134-ого не совсем удовлетворяла Аэрофлот. Ту-134 был хорош на малых и средних дальностях, да и пассажировместимость была небольшой. Так собственно появился Ту-154.
Нельзя сказать что Ту-154 стал копией Boeing-727. Да, они похожи. Но так уж сложилось, что зачастую конструкторы думают в одном направлении. Но в отличии от КБ Туполева, американцы вернулись к уже относительно отработанной схеме - уже в 1968 году 727 сменил Boeing-737 - для США и Западной Европы он как и Ту-154 стал тоже неким символом - с 1968 года боинг построил 6000 машин и продолжает их строить.
Первый свой вылет Ту-154 совершил в 1968 году. После серии доводочных работ и испытаний самолет был представлен госкомиссии и в 1972 году был принят к эксплуатации. Для 60-х годов это была машина весьма и весьма современная. Да и как показал опыт - замена ему так и не появилась. О качествах самолета говорит например такой факт - в среде пилотов ходил анекдот - "Ту-154 из-за грозы вернулся на базу". Он был пожалуй единственным самолетом в мире, который мог "прошивать" грозы на сквозь без ущерба для себя.
Первый вариант самолета - Ту-154 - строился с 1970 до 1974 года. Если кто помнит - на ВДНХ перед павильоном "Авиация и Космонавтика" стоял Ту-154. Эта машина была постройки 1968 года - один из первых опытных экземпляров. По сути серийный Ту-154 ничем практически не отличался. На самолете были установлены двигатели НК-8-2, пассажировместимость 164 человека. Всего построено 49 машин.
В 74-м самолет был модернизирован - Ту-154А - стали устанавливать двигатели НК-8-2У, появились дополнительные запасные выходы. Взлетная масса была увеличенна до 94 тонн. Построено 63 машины.
Первая серьезная модернизация прошла в 1975 году - Ту-154Б. Усилено крыло, в центроплане установлен дополнительный топливный бак, доработан автопилот до категории II ИКАО. Взлетная масса увеличилась до 98 тонн. Было построено 105 машин. Так же до уровня Ту-154Б были доведены практически все Ту-154 и Ту-154А.
Ту-154Б1 - основные характеристики машины остались те же, усовершенствования коснулись топливной системы, электроники, системы кондиционирования, модернизированно шасси. всего построено 68 машин.
Ту-154Б2 - модернизирована система автоматического управления (АСБУ-154-2). Часть машин Ту-154Б1 была модернизирована до Б2.
Ту-154М - наиболее глобальная модернизация самолета. Первый полет Ту-154М совершил в 1982 году,в коммерческую эксплуатацию он вышел в 1984 году. Были заменены двигатели - теперь устанавливались двигатели КБ Соловьева Д30КУ-154-II, так же была переработана аэродинамика планера, что дало 30-ти процентное снижение расхода топлива, изменена механизация крыла. Назначенный ресурс самолёта доведен до (по данным КБ) 60 000 лётных часов, 25 000 посадок или 40 лет эксплуатации. Межремонтный ресурс соответственно - 30 000 часов, 11 000 посадок, 20 лет.Производство данной модификации продолжалось до 2009 года. Последний Ту-154М был снят с производства на заводе "Авиакор" (бывш. КуАЗ), г. Самара.
Ту-154М2 - попытка усовершенствования конструкции. Силовая установка состоит из двух двигателей ПС-90А. Разработка так и осталась на бумаге.
Ту-154М100 - строились по заказу "Словацких авиалиний". Оснащены полностью новой электроникой, GPS. В 1998 году реэкспортированы ГТК РОССИЯ, с 2009 года на хранении.
Ту-154С - грузовая модификация
Статистика.
Всего было построено 935 машин. Из них потерянно 66. Самолет кроме СССР эксплуатировался в Польше, Чехословакии, Германской Демократической Республике, Республике Куба, Народной Республике Болгарии, Венгерской Народной Республике. В настоящее время эксплуатация продолжается практически во всех странах - бывших республиках Союза Советских Социалистических Республик. На данный момент достоверные сведения о полном снятии с эксплуатации Ту-154 и его модификаций есть только в а/к Аэрофлот - Российские Авиалинии.
Ту-154Б-2 в стандартной окраске Аэрофлота 80-х годов
Ту-154А в стандартной окраске Аэрофлота
Ту-154А в стандартной окраске Аэрофлота 1979-1980 годов. Надпись "Oficial Olimpic Carier" и логотип Московской олимпиады-80 нанесены с двух бортов. Такая надпись была в 79-80м годах нанесена на все самолеты международных линий.
Ту-154Б с правого и левого бортов. Надпись "Oficial Olimpic Carier" и логотип Московской олимпиады-80 нанесены с двух бортов. Такая надпись была в 79-80м годах нанесена на все самолеты международных линий.
Ту-154М в полете
Ту-154Б1
Ту-154 в Праге. Отличия от стандарта 80-х годов - надпись "АЭРОФЛОТ" по борту - большее расстояние между буквами, более сложное начертание флага, Серп и молот меньших размеров, отсутствует контурная пятиконечная звезда.
Ту-154Б1 в "переходной" окраске первой половины 90-х годов. Фактически остался в действии стандарт 80-х, сменился только флаг на киле
Ту-154М в окраске 90-х годов. В такой окраске самолеты Аэрофлота (с некоторыми вариациями) летали до ребрендинга 2000-х годов
ТУ-154 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ АВИАКАМПАНИЯХ
Ту-154М Узбекских авиалиний (Ташкентский авиаотряд ГВФ СССР)
Ту-154М КавМинВоды (Кисловодский авиаотряд)
Ту-154М Россия (Пулковский Авиаотряд)
Ту-154М ДонАвиа
Ту-154М UTAir
Ту-154Б2 Московия
Ту-154М AirUnion
Ту-154М South-East Airlines
Ту-154М S7 (а/к Сибирь после ребрендинга)
Ту-154М Turan Air (Азербайджан)
Ту-154Б2 Ural Airlines
Ту-154М а/к CSA (ЧССР)
Ту-154Б2 Tarom (Румыния)
Ту-154 Балкан - Болгарские авиалинии
Ту-154Б1 Балкан - Болгарские авиалинии
Ту-154М - Балкан - Болгарские авиалинии
Ту-154М LOT (Польша)
Ту-154М Pannon Airlines (Венгрия)
Ту-154Б1 Palair Macedonian (Македония)
Мчатся Эрбасы и Боинги,
Нас обогнать норовят.
Пусть порезвятся, молоденькие -
Знаешь ты этих ребят.
Ты их поднял в высоту,
Тех, кто сейчас в эфире,
Осуществил их мечту,
Ту-
Сто Пятьдесят Четыре.
Эти часы на лету
Лучшими стали на свете.
Даже свою Красоту
Я на борту твоём встретил.
Ночь напролёт на мосту
Мы целовались в Каире.
Помнишь ли девушку ту,
Ту-
Сто Пятьдесят Четыре?
Стёкла очков протру,
И стёкла протру в кабине.
Возраст я твой учту,
И ты кое-что прости мне.
Как ты любил высоту
И полосу пошире,
Но не одобрял суету,
Ту-
Сто Пятьдесят Четыре.
Уйдут пассажиры, ворча,
И упорхнут стюардессы,
Техник проверит матчасть
И ключ на крючок повесит,
Станет темно на борту,
Словно в пустой квартире,
Ты не грусти - я приду,
Ту-
Сто Пятьдесят Четыре.
Мчатся Эрбасы и Боинги,
Нас обогнать норовят.
Пусть порезвятся, молоденькие -
Знаю, что ты за них рад.
Но как же внезапно, мой друг,
Мы стали старейшими в мире...
Вместе с тобой я уйду,
Ту-
Сто Пятьдесят Четыре.
Ах, как же внезапно, мой друг,
Мы стали старейшими в мире...
Вместе с тобой я уйду,
Ту-
Сто Пятьдесят Четыре.