Необычная история обычного судна

Mar 08, 2014 16:55





В конце 70-х годов, в ЦКБ "Вымпел", был разработан проект нового речного сухогрузного теплохода, грузоподъемностью 5000 т. Серия судов получила название "Волжский" и строилась как дальнейшее развитие судов типа "Волго-Дон". Суда первоначального проекта 05074 дополнительно были оборудованы для толкания специально построенных барж-приставок, вмещавших еще 5100 тонн полезного груза. Весной 1982 года состоялся первый экспериментальный рейс нового судна в Москву. Головное судно, получившее название "XXVI съезд КПСС", привезло в столицу 10 000 тонн какого-то там насыпного груза с Волги. Но первый рейс оказался и последним. Как оказалось, теория разошлась с практикой и вместо рапорта о новых рекордах по разовой перевозке народно-хозяйственных грузов получился сплошной гемморой и убытки. Да и в дальнейшем судьба этого судна сложилась настолько интересно, точнее трагично-комически, что по праву заслуживает отдельного рассказа о нем.



Головное судно нового проекта было построено в 1981 г. на судостроительном заводе "Ока" в городе Навашино (Горьковская область, ныне Нижегородская). После ходовых испытаний и обкатки судно было направлено с грузом в Москву. Но оказалось, что в отличии от волжских просторов, на Канале имени Москвы ему было "тесно". Когда этот мастодонт зашел в Канал, то было введено ограничение на движение других судов, чтобы они могли с ним разойтись. А трафик по каналу в советские времена - это порядка 80-100 судов в сутки. Кроме того выяснилось, что с приставкой судно плохо управляется, что дополнительно прибавило проблем при движении и расхождении. На фото теплоход находится в камере шлюза №3 в подмосковной Яхроме:



В итоге телпоход все же добрался до Москвы. Там его приставку забрал местный буксир-толкач и отвел на разгрузку в Западный речной порт на Москва-реке в Филях. А само судно разгрузили на Химкинском водохранилище в Северном речном порту. Процесс разгрузки на фото:



В дальнейшем судно, конечно же, приходило в Москву, равно как и другие суда этого проекта, но уже без приставок. А судьба судна  "XXVI съезд КПСС" сложилась не менее интересно, чем и его первый рейс. В 1990 году (+/- 2 года) судно получило менее забористое название "Инженер Макаров". До середины 90-х годов работало на Волге, в том числе и на рейсах в Москву. Но затем на флоте наступили сложные времена, грузов стало мало и Волжское пароходство решило переориентировать свои суда на перевозки класса река-море. А для этого нужно было чисто речные суда (а точнее класса О - озерные) соответствующим образом доработать напильником и "болгаркой". Так и произошло с "Макаровым". Его поставили на Городецкий судоремонтный завод в Нижегородской области, где немного подсократили длину судна - вырезали из корпуса часть, для улучшения мореходных качеств. Ну и еще немного по мелочи.

Но злая судьба или карма вмешались и тут. После завершения работ, по неизвестной причине, поднятое судно рухнуло с кильблоков на землю и получило повреждения корпуса несовместимые с финансовыми планами судовладельца. То есть, на его восстановление  денег не нашлось и его поставили в счал до лучших времен. Благо флота у пароходства было полно и не один "Макаров" был в планах на выход в моря-океаны.

В 2002 году Волжское пароходство каким-то образом сумело спихнуть с баланса несчастное судно и оно перешло к Волжской академии водного транспорта. Что показывали студентам-мореманам на этом судне не известно, но на судьбе самого теплохода смена владельца никак не сказалось. Оно как стояло заброшенное в пряничном волжском Городце так и осталось там. Разве что в 2004 или 2005 годах судно перетащили в Борский затон, все той же Нижегородской области, чуть ниже по Волге.

"Инженер М.Ф. Макаров" в Борском затоне. 2008 г. Хорошо видны следы морской "модернизации": убраны носовые сцепления и укорочен корпус.



Трубы судна, окрашенные по моде середины 90-х годов в российский триколор, хорошо дополняют родные "серп и молот".



Но в 2010 году в судьбе судна начались наконец-то благие перемены. Спустя почти 15 лет судно снова "отмодернизировали" и вставили в корпус обратно ранее вырезанные части, т.е. вернули к прежней длине. После чего продали и на буксирах утащили вниз по Волге, а затем и по Дону. Вот судно в сентябре 2010 года в Ростове-на-Дону. Опять же хорошо видны "шрамы" от операции.





Конечная цель путешествия судна была на Херсонском судостроительном заводе (Украина). Здесь судно снова "легло под нож" и после проведения косметической операции по смене пола, надстройки и двигателей вышло в моря кардинально преображенное и помолодевшее, но хорошо узнаваемое. Его новое название стало "Leda", а в паспорте появился новый год рождения - 2013-й.

На фото теплоход перед модернизацией и после:







Такая вот необычная история обычного судна. В посте использованы фотографии Владислава Прокофьева, Сергея Петухова и Павла Емельянова.

История судов, Речной флот

Previous post Next post
Up