Капитан Врунгель не зря говорил, что как вы судно назовете так оно и поплывет. Есть такие имена на борту, с которыми у судна складывается далеко не легкая судьба. Достаточно вспомнить самое известный случай - судьбу судов названных в честь адмирала Нахимова. Одноименный крейсер в 1905 году погиб в русско-японской войне, в 1941 году затонул другой крейсер носивший изначально имя Нахимова. В 1973 году затонуло научно-исследовательское судно "Нахимов", а в 1986 пассажирский пароход с таким же названием. В этой череде было и еще несколько случаев, о них
я уже писал ранее.
Судьба судов названных в честь города Казани менее трагична, но и спокойной ее не назовешь. "Казани" и горели, и тонули, и перестраивались. Расскажу об этом немного поподробнее.
«Казань» - колёсный двухпалубный пассажирский речной пароход, построенный по
проекту 737 на судоверфи
Obuda Hajogyar Budapest в Будапеште (Венгрия) в 1958 году. После постройки судно поступило в
Бельское речное пароходство и было приписано к Уфе. До осени 1984 года пароход выполнял рейсы на скорой линии
Уфа - Москва. В декабре 1984 года было продано в Люберецкое научно-производственное объединение «Союз» под стоечную базу отдыха и базировался на реке Москве у города Дзержинский (Московская область), вместе с однотипным пароходом
«Киев». В декабре 1993 года пароход был продан в Люберецкое научно-производственное объединение «Союз» и перегнан в Кожуховский затон на реке Москве в районе Нагатино вместе с «Казанью». В марте 1996 года продан в строительное педагогическое объединение «Радуга». 26 апреля 1995 года «Киев» и «Казань» сгорели в Кожуховском затоне и позже затонули там же. После пожара полузатопленный пароход был продан в ЗАО «Дивинвест» и планировалось его подъем и восстановление, но планы так и не были осуществлены и в июне 1998 года судно было списано, а его останки находились в затоне до 2014 года.
* * *
В 1960 году на все том же судостроительном заводе в Будапеште, где строили пароход "Казань", был построен пассажирский теплоход
"Аму-Дарья" проекта 305. До конца 70-х годов этот теплоход работал на Волге, от Волжского пароходства, а затем был передан в Башкирское речное пароходство в Уфу. Заодно его переименовали и стал он называться
"Николай Островский". В 1997 году "Островского" купила одна компания из Казани и переименовала его в
"КАЗАНЬ". С этим именем на борту теплоход и затонул 13 апреля 2001 года в в порту Казани из-за сдавливания льдом.
* * *
В 1999 году в Сицилии (Италия) был построен пассажирский лайнер с названием «CEZANNE GI.A». Как утверждают некоторые источники, изначально лайнер был плавучим борделем, правда элитным.
В 2002 году некий бизнесмен из Казани, на выделенные из бюджета средства для строительства ряда объектов в городе к 1000-летию Казани приобрел этот теплоход, судно перевели в Россию и назвали Казань.
Фото: Владимир Князь
Несколько лет судно работало как элитный плавклуб, где проводили свой отдых и рабочие встречи не только чиновники из правительства Татарстана, но и более высокопоставленные, например, бывал на нем и Путин. Отгремели праздники тысячелетия Казани, затем бизнесмена-судовладельца посадили за нецелевое использование средств, карму судна подпортили этим фактом и чиновники там перестали заседать. Поэтому теплоход ушел работать на круизный рынок. В 2007 году судно было арестовано в Таллинне, затем продано и до 2009 года стояло в Риге, где было переименовано в "LONDON NIGHT".
Фото: Miraflores
В 2009 году в Голландии судно было переоборудовано под общежитие для трудящихся на Каспийских нефтяных месторождениях у берегов Казахстана и переименовано в "КУРМАНГАЗЫ". В ноябре 2009 его перевели на Каспийское море, из Санкт-Петербурга в Астрахань по Волге и Волго-Балту.
Фото: Евгений Кузнецов
Более подробно о истории и жизни "Казани-Курмангазы"
можно прочитать вот в этом посте. * * *
В 1994 году на Зеленодольском судостроительном заводе (республика Татарстан) было заложено головное судно новой серии танкеров "река-море" получившее название "КАЗАНЬ". Но из-за нехватки финансирования был построен только корпус первого танкера, на чем строительство и завершилось. Привлечь частные капитал для продолжения строительства несколько раз не получалось из-за разногласий между правительством Татарстана и компаниями и лишь в 2004 году корпус танкера был куплен верфью «Pendik» (Тузла, Турция), где в июне 2006 года окончательно достроен. Сейчас работает под именем "KAZAN" в Средиземноморском регионе.
Фото: MAHMOUD SHD
* * *
Ну и напоследок хочется рассказать и о хорошем. Как и в случае с именем "Адмирала Нахимова" есть суда которые без каких-либо потрясений и круговоротов судьбы работают с этим названием. Например, в Херсоне (Украина) жив, здоров и работает уже с 1981 года и по сегодняшний день одноименный
буксир-толкач.
Также есть и вот танкой морской танкер, водоизмещением чуть больше 60 тысяч тонн с именем "KAZAN" на борту. Был построен в 2003 году, работает под флагом Либерии от KAZAN SHIPPING.
Фото: FEHMI ULGENER
Такая вот история.
.