Предания

Jul 31, 2014 01:14

В народе предания называют "былями". Они имеют историческую тематику и воспринимаются как рассказ о действительно происходивших событиях. Реалистический характер "былям" придают исторический материал, точное указание времени и места событий, описание бытовых деталей, незначительная роль фантастики.

Предания возникли из устных рассказов очевидцев событий. В процессе многократной передачи из уст в уста формировалось устойчивое предание, которе содержало информацию, важную не для нескольких человек, но для всей общественной среды, в которой оно бытовало. Возникали вариации преданий, формировались циклы преданий. По мере удаления от времени, в котором произошло событие, и ввиду устной формы передачи, истроическая достоверность ослабевала. Предание обрастало вымыслом, который зачастую принимал характер фантастики.

Предания похожи на исторические песни, но имеют прозаическую, а не стихотворную форму. Предание - это эпический, сюжетный, повествовательный жанр. Повествует о реальных фактах, но с долей вымысла. Предания можно разделить на исторические (рассказы об исторических событиях и лицах) и топонимические (рассказы о возникновении поселений, их названий, связанных с местами событий). Топонимические предания составляют две разновидности - те, которые реалистично передают сведения об исторических фактах, и те, которые имеют фантастическую форму (остатки мифологических представлений, когда природа олицетворялась).

Отличие преданий от сказок:
  • малая роль фантастических элементов,
  • свободная форма (нет традиционных зачинов, концовок, ходов развития сюжета),
  • сюжет не развертывается в цепь событий, но сосредоточен на одном эпизоде.

Циклы русских народных преданий
Древнейшие предания. Содержат сведения о древних славянских племенах, первых русских князьях (например, о походе Олега на Царьград и об его смерти от укуса змеи), о борьбе русских племен с кочевниками (например, о Кожемяке, победившем Печенежина), о борьбе с татарами. Текстов этих преданий не сохранилось, но ссылки на них вошли в летописи, также они ложились в основу произведений древней письменности (например, в основу "Задонщины", повести о Мамаевом побоище).

Предания 15-17 веков включают три цикла - об Иване Грозном, о Ермаке, о Степане Разине. В преданиях о Грозном возникал образ любимого народом справедливого царя. Последующие циклы описывают крупные крестьянские движения. Мечты о добром царе сменяются мечтами о народном вожаке "свободных людей". Предания о Ермаке повествуют о его походе в Сибирь и гибели. Предания разинского цикла отличаются социальной проблематикой, прославлением борьбы против классового угнетения. В этом цикле более всего развиты фантастические моменты.

Предания 18-19 веков. Цикл преданий о Пугачеве продолжает тему народного восстания. Здесь нет фантастики, описание максимально реалистично. Пугачев выступает как "народный царь", ведущий борьбу с генералами и помещиками и опирающийся на весь народ, а не только на "вольных людей", сбежавших от помещиков, как Разин. Цикл преданий о Петре 1 вновь изображает "справедливого царя", близкого к народу, деловитого хозяина, презирающего духовенство. Циклы преданий о Суворове, Кутузове и атамане Платове поднимают тему "солдат и полководец". Полководцы изображаются "народными героями" - простыми, остроумными, отважными воинами, близкими к солдатам.

фольклор, 7 класс, предания, школа, литература

Previous post Next post
Up