Джошуа Белл на BBC PROM 2021

Aug 26, 2021 23:32




«Он стрелки сжал рукой, чтоб не кончалась эта ночь

И кровь течет с руки»

«Серебро Господа моего, серебро Господа...

Разве я знаю слова, чтобы сказать о тебе?»

Б. Гребенщиков

Не знаю как у вас, а для меня пандемия началась с отмененного концерта Джошуа Белла в лондонском Wigmore Hall в марте 2020-го. Я ухватила последний билет на тот концерт, и потом долго хранила его как символ прошлой жизни.

И вот отмена локдауна, и в Лондоне проходит фестиваль BBC PROM. Этот билет я купила буквально за несколько дней до концерта. Сложно было поверить, что он состоиться.

Джошуа Белл. Я не знаю другого музыканта такого уровня, который бы столько пахал! Казалось бы, при таких заслугах, такой репутации, можно уже почивать на лаврах, играть редко, играть в пол силы, но нет, каждый раз до седьмого пота он выкладывается по полной!

Я не знаю, кто сосватал Джошуа Белла с британским камерным оркестром «Academy of St Martin in the Fields», но я бесконечно рада, что 10 лет назад именно Белл стал его музыкальным руководителем. Во-первых, потому, что теперь Белл часто выступает у нас (вон, несмотря на пандемию приехал). А во вторых, Белл вывел этот и раньше далеко не последний камерный оркестр на совершенно новый качественный уровень.

Теперь, чтобы попасть на концерт, надо пройти настоящий квест! Даром, что локдаун отменили, но каждый хозяин - барин и устанавливает свои правила. Вот и Royal Albert Hall решил, что будет требовать доказательства отсутствия ковида. Либо справка о вакцинации, либо отрицательный тест.  (Бероеву привет!) Пройдя «первый уровень» на втором вы показываете билет, после чего вас пускают внутрь  и тут же тормозят и требуют показать содержимое сумки. Вы почти у цели, осталось только найти свое место. Вы справились и с этим... и оказывается, что вы сидите почти на самом верху, и чтоб увидеть  сцену хотя бы с высоты птичьего полета, вам надо изогнуться буквой «зю». Ну а чего вы хотели за 24 фунта?! :)

Но вот начинается концерт и все вышеописанные сложности тают вдали. Обычно на хорошем концерте я не слышу музыку, а живу в ней. Концерт был великолепный, но растворяться не хотелось. Наоборот, хотелось максимального присутствия в «Здесь и Сейчас». Слышать каждый звук и наслаждаться каждой секундой.

Джошуа Белл отлично управлял не только оркестром, но и всем залом. Взмахом руки мгновенно прервал раздавшиеся в паузу аплодисменты. И больше уже никто не решался хлопать не вовремя. А когда раздался чей-то телефонный звонок, то не начинал играть пока это безобразие не закончилось. Зыркнул при этом так, что мог легко превратить нарушителя в горстку пепла. И уже никто не посмел, ни кашлем, ни хлопком, ни вздохом, разрушить магию финала, когда звук последней ноты растворяется под куполом концертного зала, это волшебное состояние между музыкой и тишиной, эту зыбкую границу между двумя мирами.

Программа: «Времена года» Вивальди и «Времена года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы.  Джошуа Белл решил их совместить, исполняя попеременно части одного и другого произведений. Разные эпохи, разные континенты - казалось, что “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”. Но у Джошуа Белла это получилось.  Это было невероятно интересно. Вивальди звучал так, словно я его слышала впервые, и в то же время неизвестное мне произведение Пьяццоллы казалось удивительно знакомым.  Я не знаю, чем руководствовался Белл готовя эту программу, но я подумала еще вот о чем. Времена года, их цикличность - наглядный пример реинкарнации, возрождения. Какой бы долгой и холодной не была зима, все равно ее сменит весна. А значит есть надежда, что и наша жизнь рано или поздно вернется в норму. А чтоб окончательно развеять все сомнения - “Summertime” Гершвина на бис! )

bbc prom, коронавирус, joshua bell

Previous post Next post
Up