История Великой Отечественной войны хранит множество удивительных страниц, рассказывающих о фактах героизма, находчивости и самоотверженности людей. Вот одна из них, повествующая о секретном оружии Красной армии - боевом применении голубей.
Помимо срочных донесений героические птахи осуществляли боевые вылеты, доставляя в тыл врага зажигательные снаряды. Птицы, ныне олицетворяющие мир, в годы Второй мировой превратились для немецких летчиков и водителей топливозаправщиков в настоящий кошмар, обрушивавшийся на них внезапно и неотвратимо. Неизвестные факты о «солдатах неба» собрали профессор Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации полковник Владимир Шептура и его коллега, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ полковник запаса Анатолий Жарский.
Красная голубятня
Основной сферой применения голубей в годы войны была, безусловно, связь, что в общем-то неудивительно: крылатые почтальоны использовались еще в армии Александра Македонского. На службу в Красную армию голубь был призван в 1929 году. Впрочем, сизарей использовали и в русской армии - к началу Первой мировой по военно-инженерному ведомству числилось десять штатных голубиных станций. Кроме того, содержали такие станции некоторые крепости и передовые части.
«В 1925 году решением советского правительства создали единый центр голубиного спорта при Осоавиахиме, а в 1928 году заместитель наркома по военным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт предложил ввести «военно-голубиную повинность, - рассказывает Владимир Шептура. - В архивах мы нашли уникальный документ - докладную записку, в которой Уншлихт писал: «Возможность использования почтовых голубей во вред интересам СССР диктует необходимость воспрещения содержания и разведения почтовых голубей учреждениями и лицами, не зарегистрированными в органах НКВД и Осоавиахима, а равно запрещения всем, за исключением органов НКВД, вывоза почтовых голубей из пределов СССР и ввоза их из-за границы».
Хотя этот доклад в полном объеме реализован не был, в 1929 году последовал приказ Реввоенсовета «О принятии на вооружение системы голубиной связи». Так было узаконено использование птиц в военных целях. Подготовка пернатых солдат пошла полным ходом. В 1930 году вышло в свет первое «Руководство по боевой подготовке войск связи РККА для частей военного голубеводства», а для тренеров-селекционеров даже учредили военно-учетную специальность - голубевод. Стали появляться военно-голубиные станции - как стационарные, так и подвижные. При перевозке голубей в автомобиле или на мотоцикле на расстояние 100 километров связь устанавливалась за два часа.
20 апреля 1934 года в состав Научно-экспериментального института военного собаководства был включен Институт военного голубеводства. Там преподавательским коллективом был подготовлен и издан «Учебник младшего командира голубеводства». С начала работы и по 1938 год этот институт произвел 19 выпусков слушателей курсов усовершенствования начальников стационарных военно-голубиных станций. А потом грянула война...
Крылатые роты
Примечателен тот факт, что как советское, так и германское командование с самых первых дней войны предпринимало все меры, чтобы взять голубиные коммуникации под жесткий контроль. Осенью 1941 года, когда немцы подходили к Москве, комендант города издал распоряжение, в котором приказывалось в целях недопущения использования враждебными элементами голубей, находящихся у частных лиц, в трехдневный срок сдать их в управление милиции на Петровку, 38. Нарушители должны были привлекаться к ответственности по законам военного времени. В свою очередь распоряжением германских оккупационных властей все голуби как нелегальное средство связи подлежали изъятию у населения и последующему уничтожению. За укрывательство птиц немцы карали смертной казнью. Известно, что на второй день после оккупации Киева по городу был расклеен приказ о немедленной сдаче всех домашних голубей. За невыполнение этого распоряжения ожидал расстрел. Для устрашения нескольких киевлян казнили, в том числе известного в городе голубевода Ивана Максимова...
С самого начала Великой Отечественной голубей использовали, как правило, для оперативной связи разведотделов, но в некоторых случаях дрессированные птицы применялись для передачи донесений от регулярных частей и подразделений. Во время битвы за Москву на базе питомника Центральной школы связи, собаководства и голубеводства специально создали стационарную голубиную станцию связи. Голуби дрессировались на семи основных и нескольких вспомогательных подмосковных направлениях. Использовались так называемые почтовые породы, выведенные в результате планомерной селекции. В основе их подготовки - удивительный дар пернатых всегда находить дорогу к своему гнезду, а проводимые тренировки лишь развивали и закрепляли эту способность. Птицы оказывались в голубятне 30-35 дней от роду, а начинали их дрессировать спустя шесть недель. Голубей увозили на различные расстояния от базы, приучая их возвращаться обратно. В дальнейшем отправляющийся на задание с разведгруппой младший командир-голубевод в нужный момент выпускал птицу с донесением, она стремилась к гнезду, неся с собой полученные разведчиками сведения. Для надежности особо важные послания дублировались и отправлялись с тремя птицами.
К 1944 году, несмотря на то что стратегическая инициатива окончательно перешла к советскому командованию, было решено формировать специальные голубиные роты связи. Первой из них, переданной 12-му гвардейскому стрелковому корпусу 1-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта, командовал опытный голубевод капитан Богданов. Согласно рассекреченным архивным данным, подразделение состояло из четырех станций, 80 солдат и 90 легких переносных корзин-голубятен, в каждой из которых помещалось по шесть птиц. «Всего в роте насчитывалось 500 голубей, которые были распределены на 22 направления и надежно работали в радиусе 10-15 километров, - рассказывает Владимир Шептура. - Рота обеспечивала двустороннюю связь между штабом корпуса и штабами дивизий и одностороннюю связь дивизий с полками и подразделениями, действовавшими на участках, где бесперебойная работа технических средств связи была невозможна. Только за полгода голуби доставили свыше четырех тысяч депеш. В среднем за световой день доставлялось 50-55 голубеграмм, а иногда их число превышало сотню. При этом потери крылатых «связистов» были значительны, они погибали от осколков, снарядов, а также от нападений надрессированных немцами ястребов-перехватчиков. За каждые два месяца войны погибало в среднем до 30 процентов обученных голубей».
Крылатые герои в большинстве своем остались неизвестными. Вместе с тем в исторической летописи Великой Отечественной сохранились эпизоды, когда отличившегося пернатого «связиста» удавалось идентифицировать по родовому номеру. «Так, в роте Богданова, - рассказывает Шептура, - был случай, когда во время доставки боевого донесения голубь № 48 несколько раз был атакован и ранен ястребом, но смог от него уйти и доставить донесение. Уже в сумерках под ноги голубеводу Попову упал 48-й. Одна лапка у него была поломана и держалась на тонкой коже, спина ободрана, а грудь в запекшейся крови. Голубь тяжело дышал и жадно хватал воздух раскрытым клювом. После передачи в штаб части донесения от разведчиков голубь был прооперирован ветеринарным врачом и спасен».
Пернатые бомбы
Впрочем, применение птицам находилось не только в качестве почтальонов. Абсолютным новшеством было использование пернатых как средства доставки зажигательных снарядов. В 470-м учебном центре служебного собаководства Вооруженных сил России, известном еще как питомник «Красная звезда», есть уникальный музей военного голубеводства. В предвоенные и военные годы именно здесь существовал учебный центр, в котором готовили голубей-подрывников. Руководитель музея - историк, полковник в отставке Василий Хмельницкий познакомил «Итоги» с уникальными архивными документами военных лет. Когда-то эти разработки были совершенно секретными, да и сейчас о существовании голубей-подрывников знают единицы специалистов. Мы держали в руках уникальный документ под названием «Описание кассеты для авиатранспортировки голубей с зажигательными снарядами», в нем есть пояснение: «Кассета предназначена для транспортировки и последующего сбрасывания голубей со специальным зажигательным снарядом над объектами противника».
«Принцип действия был прост и надежен, - рассказывает Хмельницкий. - На голубя крепился зажигательный снаряд нажимного действия. Птица была надрессирована садиться на авиабомбы, подвешенные к крыльям боевых самолетов, а также на топливные емкости как стационарного, так и передвижного базирования». При помощи специального механизма голуби выпускались из закрепленной на самолете кассеты, куда помещалось двадцать четыре птицы. Когда голубь садился на объект, снаряд автоматически отстегивался, после чего срабатывал взрыватель нажимного действия, а голубь возвращался на базу.
Каким образом голуби отличали советские самолеты или топливозаправщики от немецких? Оказалось, никак. Птицам было абсолютно все равно, куда садиться, лишь бы объект напоминал заданные дрессировщиками цели. Секрет «голубиных бомб» заключался именно в том, чтобы выпустить птиц точнехонько над объектами противника. В материалах времен войны есть рассказ немецкого пилота, который описывает, как сначала на крыло его готовящегося к вылету мессершмитта сел голубь: «Я только подумал, что это плохой знак, как в следующую секунду топливный бак вспыхнул, я еле успел выскочить. Потом мне сказали, что русские использовали голубей-поджигателей. Даже после войны я не мог спокойно видеть этих птиц, подбирающих крошки на площадях».
Использование голубей во время войны как нельзя лучше характеризует один из основных советских лозунгов той поры: «Все для фронта, все для победы». Вдумайтесь: серьезнейшие проектные институты (например, ЦАГИ) разрабатывали «голубиные бомбы», конструкторские бюро проводили испытания зажигательных снарядов, лучшие дрессировщики добивались от птиц максимально точных посадок. Несмотря на все это, в России нет памятника голубям, участвовавшим в войне. Василий Хмельницкий считает это несправедливостью хотя бы потому, что в Великобритании такой памятник есть. Он установлен в честь голубки, которая спасла целый экипаж подводной лодки. Это произошло в 1942 году. Британскую субмарину подбили фашистские самолеты, и она вынуждена была лечь на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два почтовых голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а вот голубка сумела долететь до базы, откуда прислали помощь. За этот подвиг ее удостоили высшей военной награды Великобритании и увековечили в бронзе. Сколько жизней советских солдат уберегли сизари, военным историкам доподлинно неизвестно, но они не сомневаются: голуби спасали от гибели целые полки. А это, безусловно, подвиг...