Пресс-центр АТО сообщил о 115 обстрелах со стороны оккупационных войск РФ: трое украинских военных военных погибли, семеро ранены.
Ирану достаточно было испытать баллистическую ракету для того, чтобы Трамп ввел санкции, приправив их гневным комментарием о том, что "Иран играет с огнем". Вопрос: сколько России надо убить украинцев под замерзающей Авдеевкой, чтобы "лучший президент, которого бог когда-либо посылал Америке" нашел в себе силы хотя бы публично возмутиться тому, что с 29 января дня не проходит без гибели украинских военных и мирных жителей в районе эскалации? Действия России выглядят столь подло и бесчеловечно, что миссия США при ОБСЕ впервые за историю конфликта на Востоке Украины официально обвинила Кремль в ведении войны против соседа, употребив термин, используемый обычно Киевом - "российско-сепаратистские войска".
Проблема новой американской администрации в том, что она принимает решения на основе персональных предпочтений и расовых соображений, а не универсальных ценностей и международного права. В противном случае мы бы не имели такого контрастирующего подхода, когда один спонсор терроризма, будучи дремучей мусульманской диктатурой, получает по заслугам, а другой спонсор терроризма, будучи диктатурой православной, получает карт-бланш на геноцид в любых уголках земли. "Белая раса" в рамках такой этнополитической концепции приобретает заведомо больше прав, поскольку воспринимается как более "духовно близкая" - разумеется, без всяких видимых рациональных оснований.
Отсюда другая ошибка трампистов: с недоверием относясь к мусульманам, они уходят от ключевой проблемы религиозности, связанной с доминированием иррационального над разумным. Честный подход требовал бы запрещать любой экстремизм - хоть христианский, хоть мусульманский - и ориентировал бы общество на здоровое атеистическое воспитание. Реальная дискуссия должна вестись о нейтрализации клерикализма как институции, однако Трамп подменил это трескучей болтовней об исламских террористах (которые почему-то бегают всегда с автоматами Калашникова), тогда как в действительности он ничем не лучше терроризма пуританского. Последний проявляется хотя бы в том, что в той же Америке лучший способ очернить репутацию политика - это создать на него сексуальный компромат.
Учитывая это, порой кажется, что разум стремительно покидает Вашингтон. На его место спешит шизофрения, при которой постпред США в ООН Никки Хейли обвиняет РФ в масштабной военной агрессии, а ее шеф с подачи приближенного ультранационалиста Стива Беннона мечтает о совместной с Москвой операции против ИГИЛ. Фундаментальная трагедия, по обыкновению, кроется в недоверии к европейскому гуманитарному образованию, которое испытывает Трамп, заработавший на примитивных сделках с недвижимостью. Его откровенная враждебность к либерально-демократическому воспитанию проявилась в ходе недавнего скандала с Университетом Калифорнии в Беркли, которому Трамп пригрозил отрезать госфинансирование на том основании, что студенты отказались встречаться с интеллектуально ущербным шовинистом Мило Яниннаполусом. В этом смысле выпускник Гарварда на посту президента выглядел куда приличнее, хоть иногда и не видел разницы между миротворчеством и трусостью.
В то же время внушает оптимизм, что либеральный истеблишмент вкупе с институтами гражданского общества и правового государства небезуспешно корректирует политический курс трампистов. Накануне спикер Белого дома Шон Спайсер заявил о преемственности позиции Вашингтона по Крыму: "По отношению к санкциям, я думаю, что посол Хейли дала четко понять нашу обеспокоенность по поводу российской оккупации Крыма". Есть подозрения, что свою роль в этом процессе сыграли совершенно конкретные угрозы в адрес Трампа со стороны Конгресса, который не только грозит принять всеобъемлющий закон о санкциях с преодолением президентского вето, но и намекает на возможность использовать против репутации президента сведения о его нечистоплотных отношениях с Кремлем.
Другой повод для надежд кроется в том, что Хейли, будучи голосом США на международной арене, получила от Белого дома карт-бланш на жесткую критику в адрес России. Ее недавние высказывания в Совбезе ООН свидетельствуют о преемственности и неизменности позиции Америки: формулировки ностальгически напоминают риторику незабвенной Саманты Пауэр, которая раз за разом выбивала солому из путинского чучела, называемого "постпредом РФ".
"Я должна осудить агрессивные действия России… Бедственная ситуация на востоке Украины требует четкого и решительного осуждения действий России… США - с народом Украины, который почти три года страдает от российской оккупации и военного вмешательства. До тех пор, пока Россия и сепаратисты, которых она поддерживает, не начнут уважать суверенитет и территориальную целостность Украины, этот кризис будет продолжаться", - провозгласила дипломат.
Это не просто риторика, а еще и свидетельство того, что Белый дом продолжит санкционное давление на РФ, которое обескровливает ее экономику все сильнее с каждым годом. В Кремле осознают масштаб кризиса, иначе не жаждали бы отмены ограничительных мер столь яростно: "ложная тревога" по поводу несостоявшегося "ослабления" санкций против ФСБ (которое оказалось "техническим уточнением") - пример, подтверждающий, что для путинской администрации многоуровневый санкционный режим является не только болезненным, но еще и унизительным клеймом. В попытке преодолеть это психологическое неудобство российская пропаганда оголтело продавливает тему возможного сотрудничества с США, превращая вырванные из контекста формулировки в состоявшиеся факты. Заголовок в Газете.Ру "США не пойдут на Ракку без России" - свидетельство того, насколько утомительна оказалась для Москвы геополитическая изоляция, и выходом из нее Россия считает тот единственный "эксклюзивный продукт", который она способна производить на экспорт - товар под названием "смерть". В обмен на него путинская администрация надеется перекроить карту мира и приобрести монополию на насилие в подведомственных территориях.
Однако на данный момент попытки убедить администрацию Трампа в переделе сфер влияния в Украине все-таки проваливаются, несмотря на то, что Россия всячески пытается настоять на субъектности ЛДНР и выдать себя за "арбитра" войны, в то время как она является прямым ее участником, кукловодом и главным агрессором. Хейли это прекрасно понимает, как и ее коллеги в миссии США при ОБСЕ, и глава Пентагона, и новый Госсекретарь - вопреки полученному от Путина Ордену, - и многие другие в истеблишменте. Поймут ли это в аппарате нового президента и готовы ли они будут громогласно заявить об этом - главная интрига предстоящего месяца. Временами кажется, будто американская сторона разыгрывает спектакль, в котором одним персонажам доверено оказывать на Кремль давление в стиле старого доброго Обамы, а другим - прощупать Москву на готовность сотрудничать в важных для Вашингтона вопросах, что в нынешних условиях выглядит лишь как увлекательный и довольно безнравственный спорт.
Сейчас Трамп балансирует между снисходительным к Москве Флинном, который харчевался на приеме у RT рядом с кремлевской тираном, и ястребинно настроенным против Путина "бешеным псом" Мэттисом. Долго сохранять это бесплодное равновесие ему не удастся. Игра либеральной системы против глобального неошовинизма только началась: мы лишь в начале забега, итогом которого, как хочется надеется, станет культурная прививка против современного праворадикального мещанства.
АЛЕКСАНДР КУШНАРЬ
http://newsader.com/mention/rossiya-smert-kak-tovar-na-yeksport/