Уходя в послезавтра

Sep 03, 2016 06:31



Довольно странное впечатление вызывает обсуждение в Штатах боевого самолета следующего поколения. Это при том, что конкуренты, в лице той же РФ, принимали на вооружение сой самолет пятого поколения в 2011 и 2015, а теперь обещают это сделать в 2017 году. Это корыто призвано конкурировать с давно снятым с производства F-22 и все никак не получается. Даже те вопросы, которые являются предметом внимания энтузиастов и специалистов различаются просто на вечность.

Россияне до сих пор взахлеб обсуждают сверхманевренность их самолетов, ставя ее во главу угла. Что характерно, Штаты и Израиль уже создали беспилотные аппараты, в которых заложены возможности пилотирования не худшие, чем у россиян, но без присутствия человека на борту. Собственно говоря, уже сейчас геометрия самолетов 5 поколения такова, что бортовой компьютер в фоновом режиме стабилизирует параметры полета. Похоже на о, что если нужно, то он сам возьмет на себя управление самолетом. И кроме того, высокая маневренность была важной при ближнем бое, чего уже практически не происходило лет 30-40. По крайней мере - современные самолеты не имели боевого варианта «дог-файт». Современное авиационное оружие настолько дальнобойное, что противник находится в десятках километров и преимущество получает тот, у кого лучшая система обнаружения и наведения, меньшая заметность и дальнобойное оружие. Фигуры высшего пилотажа уже просто некому демонстрировать, а ракета воздух-воздух, всегда будет быстрее и маневреннее. Но россиян заводит именно этот аспект и потому -обсуждается именно это.

В Штатах же совсем другие резоны. Специалисты отмечают, что линейное развитие авиационной техники уже вышло на рубежи, когда пора делать большие, концептуальные изменения боевого летательного аппарата. Экстенсивный метод развития уже себя исчерпал. Об этом говорит дороговизна как самих новых самолетов, так и их эксплуатационные затраты. При этом, достигаются локальные улучшения, которые не приводят решительному прорыву. То есть, если сегодня самолет стоит 100 миллионов, то новые технологии, примененные на новом самолете, поднимут его стоимость до 200 миллионов и так же возрастет стоимость его эксплуатации.

Как приме, приводятся данные по стоимости часа работы современной боевой машины:

F-22A Raptor - $ 68362

F-15C Eagle - $ 41921

F-35A Lightning II - $ 32554

F-15E Strike Eagle - $ 32094

F-16C Fighting Falcon - $ 25541

F-16C Fighting Falcon - $ 22514

A-10C Thunderbolt II (Warthog) - $ 17716

MQ-9A Reaper- $ 4762

Данные актуальны на период 2008-2012 годы.

То есть, новые поколения самолетов становятся все более дорогими, но остаются все теми же истребителями, как и раньше, не получая ни кардинального прироста скорости, ни существенного увеличения дальности полета. Конечно, минимальная заметность - огромное преимущество и тем не менее, этого - не достаточно.

И вот здесь возникают интересные моменты, вытекающие из обсуждения требований к следующему поколению авиации. Военные желают иметь машину, способную без проблем перелетать Тихий Океан и отработав на его другом берегу - возвращаться на базу. Кроме того, военные желают еще большей интеграции самолетов, в общую систему управления боем. Но самое главное требование - возможность быстрого производства и получения в войска этих новых самолетов. Десятилетия разработок уже не вполне устраивают Пентагон и теперь речь идет о том, что к 2028 году уже должны быть готовы летные образцы самолетов нового поколения. Последнее требование особенно было подчеркнуто генералом Alexus Grynkewich. Есть данные о том, что уже сейчас собрана группа специалистов, которые собраны на Wright Patterson Air Force Base и формируют совершенно новый пакет требований к самолету следующего поколения. Это при том, что производители не сидят на месте и уже начали работы над прототипами новых самолетов.

Есть мнение, что основными направлениями увеличения способностей самолета будут живучесть, дальность, максимальная полезная нагрузка и некоторые другие. При этом отмечается, что новую машину вряд ли можно назвать истребителем. Предполагается, что шифр F вообще может исчезнуть из названия, ибо функции самолета будут необыкновенно разнообразными. То есть, концепция доминирования в воздухе никуда не делась, но трансформировалась в “Penetrating Counter Air”. Это можно понимать, как способность проникновения куда угодно и когда угодно.

Собственно говоря, такая высокая планка, которая предположительно задается новым самолетам, не может взяться ниоткуда. Военные же не требуют аппаратов, летающих на субсветовой скорости или чего-то подобного. Это значит, что они приблизительно знакомы с теми технологиями, которые уже готовы к внедрению на самолеты нового поколения и от них отталкиваются при формировании требований.

Еще одна важная деталь. На сегодня, F-22 считается самой технологически продвинутой машиной в мире. К ее уровню конкуренты будут еще долго стремиться и не все дойдут. Тем не менее, военные читают, что за те годы, когда машина проектировалась, испытывалась и принималась на вооружение, появились технологии, которые уже невозможно применить на базе этого самолета.

В этом смысле показательно отрицательное заключение военных, по вопросу возобновления выпуска F-22 в связи с возросшей российской угрозой. Специалисты отмечают, что такое решение затормозит развитие нового поколения самолетов, которые должны отличаться совершенно фантастическими возможностями. То есть, Штаты наработали уже такое, что F-22, до уровня которого тщетно пытаются дотянуться РФ и Китай, кажется им чем-то устаревшим. Они ушли в послезавтра, а соперники пытаются вырваться из позавчера.

http://defence-line.org/2016/09/uxodya-v-poslezavtra/

будущее, авиация

Previous post Next post
Up