Мечтает ли Путин о президенте Трампе?

Aug 15, 2016 13:42

И почему реального плана по обеспечению победы кандидата-республиканца нет и быть не может
Вполне возможно, когда российский президент Владимир Путин смотрит ночью на звезды и воображает мир своей мечты, мысль о Дональде Трампе на посту президента США вызывает у него улыбку. Путину может импонировать идея лидера, настроенного на обеспечение закона и порядка дома, а не на строительстве демократии за рубежом. Он может даже восхищаться агрессивным стилем Трампа, так похожим на его собственный.

Но, отвлекшись от мечтаний, Путин понимает, что победа Трампа в ноябре не в интересах России. Именно поэтому не может быть реального плана Кремля - основанного на кибервойне или других средствах - по ее обеспечению.

Конечно, нетрудно представить, что российские хакеры действительно нашли путь к серверам Национального комитета Демократической партии, или же к серверам избирательного штаба Хиллари Клинтон в рамках шпионской работы, целью которой были разнообразные государственные, корпоративные и политические организации. В ХХІ столетии кремлевские спецслужбы обвинили бы в профессиональной небрежности, если бы не пытались совершить такие атаки.

У российских лидеров также богатый опыт агитации и пропаганды, или «агитпропа», как их советские предшественники называли явные и скрытые кампании по формированию общественного мнения в других странах. Но успех этих действий был неоднозначен, и Путин четко представляет, что российское вмешательство может с легкостью ударить по самой России. Поэтому остается непонятным, насколько время появления этих сливов и их содержание были определены Россией или же WikiLeaks, на сайте которой появились документы.

Но что остается совершенно ясным: любая трезвая оценка со стороны Кремля должна подводить к выводу, что победа Трампа не в интересах России. Да, возможно, наблюдать за конвульсиями США и их союзников было бы любопытно, но президент Трамп ощутимо усложнит жизнь Путина.
Ключевые государственные интересы России в первую очередь касаются экономики, страдающей от комбинации санкций, падения цен на нефть и слабого европейского роста. Разумеется, в интересы России также входит политическое доминирование над соседями, стремление к которому и привело к аннексии Крыма, которую Трамп сейчас описывает с такой симпатией. Эти интересы также включают в себя поддержание традиционного российского вмешательства на Ближнем Востоке и препятствование США всюду, где это возможно. В этом отношении нынешние усилия по сохранению режима Асада - попытка получить двойную выгоду.

Но повышение уровня жизни россиян остается ключевой гарантией сохранения власти Путина и его долгосрочного наследия. Даже до вторжения в Украину Путину не удавалось выполнить свое главное обещание, данное в 2003 году, удвоить российскую экономику в течение десятилетия. В выражении номинального ВВП на душу населения Россия до сих пор едва обгоняет Мексику. Усилия по диверсификации и модернизации экономики провалились, поскольку современные технологии и бизнес-стратегии нельзя ввести приказом «сверху».

Хотя основным фактором, определяющим краткосрочные экономические перспективы России, является рынок нефти, на который приходится половина экспортных доходов страны, для обеспечения роста в долгосрочной перспективе РФ необходимо заново выйти на международные рынки капитала, привлечь иностранные инвестиции (и подогреть столкновения капиталов), а также реинтегрироваться в мировую экономику. Для этого нужна стабильная и предсказуемая мировая экономика. В случае же президентства Трампа она будет чем-то прямо противоположным.

Монетарные планы Трампа, в которые входит масштабное сокращение налогов без соответствующего уменьшения расходов, может привести к взлету процентных ставок в США и хаосу на финансовых рынках. Его заявления о переговорах по долгу США могут привести к драматическому обесцениванию золотовалютных резервов России, которые были якорем в накрывшем страну в 2014 году экономическом шторме. Его угрозы начать торговую войну против «нечестной» конкуренции, видимо, ударят по российскому экспорту стали. И эта непредсказуемость в ключевых вопросах безопасности и геополитики может повысить внешние риски.

Разумеется, есть также сценарий, при котором личная симпатия между лидерами позволит снять западные санкции раньше. Но европейские санкции в финансовой сфере и торговле и так вряд ли продержатся долго, особенно теперь, когда повестку дня больше не будут определять «ястребиные» взгляды Великобритании. Американские санкции, вероятно, пока останутся, но активные действия администрации Обамы по отговариванию мировых банков от финансирования России через европейские дочерние компании будет непросто продолжать бесконечно.

При президенте Клинтон международная повестка для России не станет проще, но условия взаимодействия будут хотя бы определенными. Невзирая на соблазн опозорить лидеров Америки новыми кибератаками, Путин не допустит того, что может хотя бы незначительно увеличить шансы Трампа на победу.

http://nv.ua/opinion/smart/mechtaet-li-putin-o-prezidente-trampe-194522.html

путиня, политтехнология

Previous post Next post
Up