Про "Вторую школу"

Jan 30, 2013 12:21

Оригинал взят у aoria_aoria в не выдержала
Только что с родительского собрания Лицея "Вторая школа" (где заканчивает 11 класс моя сестра) пришла мама, вся на эмоциях. Оказалось, что вопрос, касающийся преподавателя биологии Ильи Колмановского, совсем нельзя считать решенным и ситуация в школе немного сложнее, чем может показаться из СМИ.

Все газеты, радиостанции и просто заинтересованные люди делают акцент на достойном прошлом диссидентского (некогда) лицея и сводят развитие истории к фигуре известного директора Владимира Федоровича Овчинникова. Вся ответственность за то, что произошло, автоматически ложилась на него, отсюда следовали сожаления или попытки оправдания. Поэтому, когда Овчинников дал интервью, в котором опроверг информацию об увольнении Колмановского и назвал случившееся недоразумением, всем сразу стало легче и спокойнее, за учителя и его подопечных волноваться перестали.

К сожалению, здесь нужно сделать несколько замечаний, которые полностью меняют эту картину.

Во-первых (и это самое главное сейчас, наверное) вопрос остался открытым, несмотря на все слова директора школы. Будет ли Колмановский дальше преподавать в Л2Ш - неизвестно. И все потому, что есть такой инструмент воздействия ка общешкольный родительский комитет. Как правило, он решает самые разнообразные вопросы - в данном случае от принудительного сбора денег (которого, кстати, не должно происходить в нормальной школе!) до слияния с другими учебными заведениями (что сейчас весьма актуально).

Сегодня же на повестку дня оказался вынесе моральный облик реподавателя биологии Ильи Колмановского - впервые за те пять лет, что моя мама ходит на эти собрания.

Конечно, можно было бы считать подобную вещь показухой - мол, обсудим вопрос перед прессой, докажем, что у нас все под контролем. С одной стороны, так оно и есть: пресса в зале действительно была, она вообще не вылезает сегодня весь день из школы. С другой стороны, то, в каком направлении пошел разговор, вызывало у некоторых из пришедших родителей сначала удивление, а потом - негодование.

Многие  из тех, кому предложили обсуждать моральный облик биолога, были вообще не в курсе дела. Кто-то его просто не знал (не у всех же параллелей один учитель), кто-то не читает новостей и не слушает Эхо Москвы. Тем не менее, инициаторами обсуждения (родители-активисты из 9х и из 7х классов) было объявлено, что они "не потерпят в школе педагога, который выступает против закона о гомосексуализме, а значит - пропагандирует гомосексуализм среди учеников". Они с пеной у рта доказывали, что поведение Колмановского ужасно, но когда их спросили, знают ли они этого педагога, сказали, что Колмановского не знают лично и что у их детей он ничего не ведет.

Другим странным фактором было то, что обвинители уже имели заранее напечатанное открытое письмо якобы от лица всего общешкольного родительского комитета (хотя вопрос был только-только вынесен на рассмотрение), в котором оставалось только поставить определенное количество подписей для того, чтобы повлиять на присутствие Колмановского в лицее. И принесшие эту бумагу активисты не были членами этого комитета.

Все это вызвало ужасный переполох на собрании. Члены родительского комитета отказывались подписать письмо, активисты начали обвинять биолога уже не просто в аморальном поведении, а во лжи, заявляя, что все его вчерашние сообщения о разговорах с директором - полная чушь. Только большими усилиями удалось снять вопрос о моральном облике педагога с обсуждения, сказав, что все будет обнародовано и что ведется видеозапись, которая будет выложена в интернет.

Теперь замечание второе, разъясняющее.

Несмотря на то, что вопрос с обсуждения был снят, дальнейшая судьба "открытого письма" родителей так и не известна. Даже если его не подписали сегодня, оно может быть подписано в любой момент, и тогда решение директора ничего не будет значить. Реальная власть в школе принадлежит не ему, не педагогам и даже не родителям учеников. Реальная власть принадлежит неработающей администрации. И если эта не вникающая в подробности администрация вдруг решит, что такая шумиха мешает школе, меры будут приняты.

Это не секретная информация - если посмотреть обсуждения внутренней жизни Л2Ш на форумах/в блогах, можно найти много интересного и грустного, в основном это будут истории "про распил" - и даже не бюджетных денег, а тех, которые собирают регулярно с учеников (по 1000 р в месяц с человека). Конечно, нынешнее законодательство, наверное, усложняет привлечение государственных средств на ремонты, химические реактивы и учебники, но если администрация работает более-менее исправно, эта проблема не должна выглядеть так, как ее рисуют родителям учеников и некоторым педагогам.

Наконец, замечание третье и, в долгосрочной перспективе, самое нерадостное: такая административная ситуация усложняет существование в школе детей и педагогов и сильно мешает учебному процессу. То, что происходит с Л2Ш на протяжении последних пяти лет (на самом деле, дольше), сильно пугает. Если такое положение дел в корне не изменится, то в ситуации, когда школам приходится сражаться за свое место в меняющейся системе образования, Лицей "Вторая школа" просто не  будет иметь шансов на выживание. А это грустно, потому что здесь по-прежнему преподают прекрасные люди и учатся не менее прекрасные дети.

PS

Кто-то может сказать, что подобное происходит сейчас везде. Я даже соглашусь. Но мне показалось важным сказать то, что я сказала, именно из-за последних событий. Потому что реальный контекст ситуации совсем не похож на то, что я вот уже два дня читаю в других блогах.
Хотела бы и сама прокомментировать нашумевшую историю с увольнением и последующим
оставлением на работе учителя Ильи Колмановского из "Второй школы" г. Москвы.

Предыстория такова.
Учитель с активной жизненной позицией (АЖП, как
говорил наш преподаватель по политэкономии в универе) - везде выступает, на
телевидении, радио, ходит на всякие либеральные сходки и митинги, поддерживает
всяческие свободы, в том числе и гей-сообщества. На очередной сходке возле
Госдумы на днях, где была даже потасовка, он тоже присутствовал. Он не дрался,
но смотрел и изъявлял свою солидарность с геями. Ну, в общем, имеет на это
полное право.
Но после этого директор школы, где Колмановский по
совместительству трудится, позвонил ему и сообщил, что школа в его услугах более
не нуждается.
Илья сразу написал коллегам-журналистам, в ФБ, ЖЖ и дал
интервью "Эху" и радио Свобода.
Поднялась буча, на директора частной между
прочим школы стали давить, видимо, и справа, и слева. Он в итоге не подписал
приказа об увольнении учителя. А СМИ сказал, что вообще не думал его
увольнять.
Александр Архенгельский в ЖЖ сочинил сразу три или четыре поста не
эту тему. http://arkhangelsky.livejournal.com/
Там интересны и сами
посты, и комментарии к ним.
В общем, когда выяснилось, что директор - не
просто ортодоксальный чиновник, а знаменитый и гонимый в свое время В.Ф.
Овчинников, отец-основатель знаменитой Второй физико-математической школы,
разогнанной еще в 70-е годы, а потом воссозданной уже как частная, стало больше
дальше жаль не Илью, а директора и нас всех.
Всем ведь известно, каково
сейчас приходится тем школам, что не в общем русле работают. Педагогического
эксперимента в образовании уже почти не наблюдается, все укрупняется,
модернизируется, оптимизируется, сливается... Где они, смелые педагоги-новаторы?
Кто-то окопался в государственной школе, занял свою нишу и учительствует, кто
вообще ушел, кто занялся репетиторством.
Овчинникову удалось возродить школу.
Но, с другой стороны, нужно не только ведь сберечь школу, но и себя в ней и в
жизни вообще. В общем не нам учить Овчинникова, как жить. Это уж точно.
Вся
проблема в том, что сейчас у нас ситуация все больше наминает советскую.
В
недавней передаче про школу того же А. Архангельского передовой учитель Сергей
Волков говорил: "Я закрыл двери класса, и свободен". То есть подразумевается,
что открыл - и снова несвободен. Вроде деток научил чему-то хорошему, доброму,
вечному, а потом они уж пусть сами, как хотят крутятся. В нашей советской школе
в 80-е годы кстати было точно так же: наш историк смотрел, не подслушивает ли
нас кто-то, закрывал дверь на ключ и начинал разговаривать с нами на уроке как
со взрослыми, о серьезных вещах. Ну, конечно, в определенных рамках, но говорил,
пожалуй, все, что думал. И, что важно, спрашивал наше мнение, поощрял наши
размышления и монологи на ту или иную тему.
И теперь, как и раньше, школа
остается не свободной, скованной многочисленными проверками. Недавно коллега
рассказывала, как прислали комиссию из департамента образования проверять
учителей. Классный учитель литературы блестяще провел урок. А потом получил за
него 3 балла из 20-ти. Спрашивает, а почему, собственно. Вы, говорят, не
применили новые технологии. Какие? Микроскоп! На литературе? Ну у нас написано -
с применением новых технологий - два балла. Без - 0 баллов. Вот так-то!
Начетничество это все и маразм. Но приходится жить во всем этом, крутится,
обходить, учитывать. Бедные учителя. Илье Колмановскому можно только
позавидовать, что плевал он на вся эти вещи, регламентирующие образовательный
процесс. Общается с учениками в свободной манере, и сам свободным остается. А
директору не позавидуешь. Жалко ведь свое детище - задушат проверками и
комиссиями, как закрыли уже множество хороших школ, практиковавших
педагогический эксперимент и поощрявших свободу и новаторство. Грустно все это.
Будем следить за ситуацией и поддерживать хорошего директора. Даже если он и
испугался на минуту - я его даже больше понимаю и оправдываю в этой ситуации,
чем молодого и современного учителя. А вы? Битый он, как и все люди в нашей
стране, кому под сорок или около того. И помнит, как разгоняли их. А все мы
генетически помним, как разгоняли колхозы, как сажали, как расстреливали. Как бы
не хотели быть не рабами, а на дне наших душ все равно намертво впечатался этот
страх. Может, наши дети будут другими?
Previous post Next post
Up