Оригинал взят у
mirtagroffman в
postКогда в нашей семье только появилась Наташа, то я помню что мно руководило желание оградить ее от переживаний и страданий вообще.
Это было моей идеей фикс, и самоую большую боль и страдания я получала, тогда, когда вопреки моим стараниям она все равно обижалась, плакала, и ей было плохо.
Я воспринимала это, как крах своего материнства, как невозмжность быть хорошей, оберегающей, дающей защиту мамой.
Сейчас попрошествии 3х лет, и взросления всех детей, я вижу что это очень важно - дать ребенку отстрадать.
Это наверное важнейшие и главные уроки в любви, которые он может получить дома, в семье.
Дети испытывают очень много причин для своих страданий - не разрешили, не дали, не получилось, отняли, подрался, обиделся, т.д. Наблюдая своих детей, я вижу что они испытывают страдания каждые пол часа, как минимум.
И раньше я пыталась сгладить это, утешить, разрешить проблему скорее...И пока они были маленькие несмышленыши это видимо было правильно, это было потребностью...но с их взрослением, я стала видеть, что важно оставлять им зазор для их переживаний, для возможности остатся с эмоциями и проблемой на едине, ощутить и пережить ее лично, без моего вмешательства. Этот зазор личного растет по мере роста детей.
И если не увеличивать его, то ребенок не может наверное, ощущать опыт прохождения сложной ситуации, преодоления сильных эмоций, проживания их в полной мере.
Для меня, очень тяжело по прежнему находится в зоне турбулентности. Когда Наташа рыдает или Витя кричит и топает ногами или Никита заунывно гундит, или бахает дверьми, или когда Карина начинает свои завывания..все это на меня влияет агрессивно и первое желание срочно это прекратить, что бы все перстали это делать, а стали улыбатся и быть веселыми и довольными. Но теперь я все больше учусь в эти моменты поступать по другому - страждущий мягко и однозначно отправляется в место уединения - кухня, креслов моей комнате, а все не страждущие отправляются по своим делам, и я в том числе. Обычно через минут 10 страдалец приходит просветленный и расслабленый. Если этого не происходит, я захожу к нему, так буд-то бы за чем то другим и просто смотрю, ощущаю..если вижу что все нормально, просто нужно еще время, то поцеловав в макушку мимоходм или угостив чем-то, выхожу молча..Если вижу что ребенок зашел в эмоциональный ступор и ему не выйти сейчас или сложно выйти, то тогда уже зову к себе в комнату и дальше в зависимости от потребностей и возможностей ребенка помогаю..Кому то достаточно обнятся и сидеть так, кому то надо выговорится, с кем то надо поговорить объяснив ситуацию и т.д.
Но вот этот зазор на тишину и личное переживание обязателен...
Я этому только учусь - уважать право человека на переживание и страдание, на обиду и негативные эмоции, на все проявления...это очень важно, и очень нелегко для меня - кстати во время сильного напряжения и аттаки чужыми старданиями очень помогает просто монотонно желать счастья всем хотя бы и про себя. Этому кстати и детей учу - что бы не возникло - пожелай счастья пару раз всем, глядишь уже и легче, уже и накал прошел.
Это сложно уловить эту секндную паузу между эмоцией и ее реализацией...