В художественный музей на все каникулы привезли выставку театрального художника из Санкт-Петербурга Виктора Григорьева «Арт-механика». Он и сам приезжал на монтаж и успел показать свои затейливые механизмы небольшой группе художников и музейщиков. Из журналистов, по-моему, была я одна.
Публикация появится завтра. А пока наш небольшой диалог около его заводных механических картин с волшебными деревьями и вечными двигателями.
Оборотная сторона открытки-шкатулки
-- Вы часто используете арт-механику в своей театральной практике?
-- Честно говоря, я всегда разграничиваю театр и арт-механику. Потому что театр - труд коллективный, производство по сути, где надо четко знать, что у тебя получится на выходе. А театр механический - мое личное пространство, и в большинстве случаев в начале работы я понятию не имею, что получится в конце. Хотя в учебном театре ЛГИТМИКа мы делали и падающие стены, и скелетов, встающих из гробов - так что мало не казалось. Зрителям нравилось. Но все же смешиваю я это редко. В арт-механике меня не связывают планы, чьи-то требования и конкретика. Возьмешь так обычную палочку, начнешь ее стругать, и - понеслось. Это как у позднего Чаплина.
- То есть?
- Когда я узнал, как Чарли Чаплин снимал свои фильмы, на меня это произвело сильное впечатление. Например, знаменитые «Цирк» или «Огни большого города». Он к тому времени был уже богат и мог себе такое позволить. Снимал ресторан, выбирал актеров, сажал одного напротив другого, готовил сцену и включал камеру. А дальше по Станиславскому: давайте разбираться. Вот герой признается девушке в любви. А что у них было до, а что будет после? Так начинают тянуть эту историю в обе стороны. И получается фильм, который начинался с одной сцены.
- А кого вы сажаете за столик?
- У меня отправной точкой может стать приобретенный на барахолке двигатель от советской механической бритвы «Спутник». Или звонок от галериста, который говорит, чтобы через две недели была работа на выставку. По-разному это бывает. Но я действительно сознательно в этих работах не пытаюсь что-то выдумать. Все идет, как идет.
- Но ведь может быть конкретный заказ.
- На этой выставке нет заказных работ. Да и заказы бывают разные. Если это работа в спальню ребенка, это одна история. Если в большую гостиную - абсолютно другая. А если механизм нужен на витрину, что-то совсем иное. Представьте, что работа стоит в витрине. Она должна привлекать внимание, быть яркой, чтобы человек ее заметил, остановился, начал разглядывать. Дом и витрина - большая разница. Ведь механизм связан с движением, которое может быть плавным и медитативным, а может активным и быстрым. Если мы поставим дома активный механизм, то через неделю можем сойти с ума.
- Как говорит Женя Лукашин в «Иронии Судьбы»: «Буду все время мелькать у тебя перед глазами».
- Да. И уберешь ее подальше, чтобы не видеть никогда. А если что-то медленное и печальное поставить в витрину, то все будут проходить мимо. Прохожие не попадут в темпоритм. Поэтому я пытаюсь работать с движением как с одним из компонентов образа, и это единственное что роднит Арт-механику с настоящим театром.
- Механические игрушки сейчас в моде. В соцсетях мелькают ссылки на изящные механизмы. То есть, это занятие уже не редкость?
- Это все же все кинематисты. А Арт-механика, извините за нескромность - это я!
- Поняла, это понятие ввели вы.
- Когда я начал выставляться, еще не было интернета И я просто не знал, как называется то, чем я занимаюсь. Поэтому как-то все это надо было назвать. Назвал Арт-механикой, и еще долго сомневался, потому что очень созвучно с питерской Поп-механикой. Но ничего лучше не придумалось. Поэтому так и осталось.
- А может создание всего этого механического театра зависеть от того, что у вас есть в данный момент под рукой, что лежит на вашем столе?
- Конечно. Часто знакомые, полузнакомые и даже малознакомые люди, зная мои пристрастия, приносят в мастерскую или на выставки разные вещи типа огромных будильников, старинной фурнитуры. К тому же я сам собираю разных дурацких кукол. И дочь выросла, оставила много детского, интересного и полезного. На этой выставке есть несколько работ из серии «Искусство за час». Они делались в тот момент, когда надо было выдать что-то на выставку, например, к завтрашнему дню. Мы тогда с товарищами шли в соседний строительный магазин, покупали гипсокартон, профиль, делали рамочки, обрамляли то, что находили в мастерской, и вещь была готова. Это можно назвать и своеобразным способом утилизации.
Из серии Время театра.
«Сон маленького Чкалова»
Рerpetuum mobile
Деталь из Времени театра
И деталь Волшебного дерева
Еще тройка видео: Икарушка, Ихтиандрушка и деталь Времени театра
Click to view
Click to view
Click to view