Собрание фотокамер и увеличителей

Sep 03, 2013 14:56



Фото Геннадия Верблюдова

В национальном музее запустили выставочный проект «История фотографии». Фотографы опять помечтали об отдельном музее фотографии.

Идея понятна: собрать на одну проектную полку все, что сохранилось у нас касаемо фотографии. Сохранилось, надо сказать, не так много. Хотя автор проекта Валентин Николаев старался. И кое-что интересное все же собрал.


Я, конечно, как человек не слишком разбирающийся в технике, сразу бросилась к стенду о фотографах. И сразу же обнаружила зияющие пустоты (это при наших-то на этот счет человеческих биографиях). После живописца Юрия Зайцева, занимавшегося фотографией еще в 20-х годах, шла галерея ушедших из жизни фотокорреспондентов: Валентина Шемарова, Бориса Иванова, Семена Игнатьева, Виталия Исаева, работавших в 60-70-80-90-х. И даже уже в 00-х. Это все. Ни одного «не газетчика», никакой фотожизни и участников громких фотовыставок хотя бы начала перестройки.



Валентин прояснил ситуацию. Для проекта проще было иметь дело с ушедшими. Чтобы не возникало всяких разногласий, которые сегодня то и дело возникают в фотосреде - кого выбрали-не выбрали, выставили-не выставили, упомянули-не упомянули и т.д. Во-вторых, призыв к фотографам участвовать в проекте был. Но кроме Александра Мовчана никто с помощью проекту не откликнулся. Мовчан на фоне столь вялого отклика стал не просто участником (принес львиную долю фотокамер для экспозиции) но и техническим куратором.



Самый редкий из экспонатов - фотокамера 1912 года, которой снимал в Мариинском Посаде академик Крылов.

Самым посещаемым школьниками с айпадами в карманах несомненно будет темная комната. Дети уже не знают ни что такое увеличитель, ни ванночки с проявителем и фиксажем, ни вообще фотолаборатория в темноте, где сохнут фотографии. Нас уверили, что увеличители и проявители действующие. Но на открытии этого никто не проверял.



Любопытно посмотреть на аппараты для микрофотографии и фотоохоты, для использования в медицине и для топографических фотосъемок. Редко кто знает, какие «произведения» получаются, например, при съемке структуры агата или плавленого базальта. Я, честно, не знала, что для эндоскопии использовали фотокамеры, еще до всяких УЗИ и т.д.

Известный «воздушный» фотограф Валерий Тимофеев изготовил для проекта огромную копию с фотографии, сделанной с самолета картографами НКВД в 20-е годы. Просто шедевр получился - похож на шагреневую кожу!

Для пущего оживления в музее придумали и старинный фотосалон. Специально шили исторические костюмы, создавали уголок с купеческой мебелью, клеили на стену «дворцовые» фотообои. Наверное, семейным посетителям и это будет в масть. Но для такого проекта все же можно было придумать что-то менее пошлое. Ряженые фотосъемки уж такое общее место, что даже слов на это жалко. Это либо надо делать ну очень хорошо, стильно, либо не делать совсем. А организовать, например, «тюремные» профиль и анфас. Доступно и больше бы смотрелось в тему. Снимок на первую полосу тоже можно легко организовать. При небольших средствах лучше придумывать что-то далекое от дворцов и кринолинов, иначе махровая самодеятельность получается.

Наконец, проект предусматривает еще и площадку для выставок современных фотографов. Сейчас ее украшают работы турецкого фотохудожника Мустафы Дедеоглу. Турецкое консульство в Казани первым откликнулось на приглашение ЧНМ. Его представитель Ихсан Демирбаш рассказал, что выставка уже побывала в Москве и Санкт-Петербурге. А из Чебоксар поедет в Казань. Это три десятка работ стрит-фотографа, умеющего тонко чувствовать людей, их состояние и переживания.

Кто окажется в проекте после турка, в музее не знают. Пока только забросили в Сеть очередное приглашение.



национальный музей, история фотографии

Previous post Next post
Up