Безоружные всадники

Oct 26, 2012 14:52




Фото Олега Мальцева
Несколько дней назад в Чебоксарах вандалы изуродовали барельеф «Конница Чапаева» на стене музея комдива, распложенного в сквере его имени. У медных конников были с корнем вырваны из рук медные шашки. Вернее, отпилены.




Отпилить можно было только с крыши, говорят музейщики. И момент был выбран подходящий: в музее проводились реставрационные работы, как раз ремонтировалась крыша,  готовилось и место для монтажа системы видеонаблюдения. Люди могли не обратить внимания на суетящихся на крыше рабочих. Нескольких дней не хватило. Как знали.



Правда, меня кольнул факт, что музейщики как-то напряглись насчет быстрого кукареканья по факту вандализма в одной рекламно-городской газете. Обычно бдительные граждане, признались они, с подобными наблюдениями в сквере Чапаева бегут либо к нам, либо в полицию. А тут сразу в газету и в этот же день заметка. Но музейщики, видимо, просто забывают, что сегодня можно не только медные сабли продать, но и информацию. Новость в этой газете стоит 300 рублей, насколько я знаю.

Вчера в музей пришли художники и преподаватели. Устроили своеобразный мини-митинг. Допекло. Общий глас: вот и до нас докатилась волна этой вакханалии антикультуры.

Ну, если учесть, что последний раз все вокруг сметали лет эдак девяносто назад, то теперь другие скорости. Не успевают сделать - уже на фиг - на металлолом. А потом ездим по Европам, восхищаемся - какая там старина!

Что обломали некие придурки?

Барельеф «Конница Чапаева» создавался Анатолием Брындиным и Василием Черепановым в течение двух лет. С 1972 по 1974 год. Столько, по словам Брындина, потребовалось, чтобы сделать композицию в глине, а затем перевести в материал. Причем, тогда техника чеканки по меди была применена у нас впервые. В СССР ею занимался в то время в Москве лишь скульптор Юрий Чернов. Чтобы нанести патину на 12 метров разлета конницы четырех метров в высоту художники ездили за консультацией в художественно-промышленные мастерские. А монтировали в ночь на 23 февраля. Сюрприз такой для спешащих утром на работу.

Чтобы прикрепить «конницу» к стене, художники применили способ древних римлян - заливали в отверстия для шлямбуров серную смолу, варя ее на костре, прямо на зимнем морозе. И прекрасно уже 38 лет держится. Вернее, держалась.

Чувашский график и монументалист Праски Витти вспомнил в связи с этим случаем и ряд других актов вандализма, которые не получали в обществе таких всплесков эмоций. Но, как оказалось, готовили почву для следующих выходок. Не единожды были заляпаны краской памятники Константину Иванову и Ивану Яковлеву. А чувашский столб, поставленный по решению ЧНК, не раз вырывали, выкидывали. Художник его цементировал, но и это не помогло. По нему даже стреляли (в дереве столба нашли пули), а потом и вовсе сожгли.

И мы хотим, чтобы город был красивым, уютным. Ратуем за установку скульптур в человеческий рост, которые по сравнению с монументами советской эпохи и вовсе беззащитны перед вандалами.

Между прочим, полицейский пост находится в двух шагах от этого барельефа.




Чебоксары, конница Чапаева, вандалы

Previous post Next post
Up