Из Черногории - с картиной

Nov 21, 2010 20:12

 


Наши художники дождались полновесного мецената и отчитались перед ним видами Черногории.


Виктор Карцев, ученый и академик РАН, страстный любитель русской реалистической живописи. Он основал фонд «Культурное достояние», открыл галерею в Санкт-Петербурге и черногорском Которе. В последнем у морского залива выстроил еще и пятиэтажный пансионат и приглашает туда на пленэр живописцев. А еще посылает художников во Францию и Испанию. А в Питер, например, возит итальянцев.

Галерея есть у Карцева и в Черногории. Для нее после каждого пленэра приглашенные оставляют по две работы. За дорогу, у кого не хватает средств, тоже можно «заплатить» картиной. Еще в Которе делают музей. Так что художники у моря пишут еще и по какому-нибудь историческому портрету, например, черногорских князей или основателей этого государства. Это десятки живописцев, сотни картин. Обычная практика для западных арт-пансионатов, которые называются резиденциями. Долгосрочное вложение. И художники очень довольны. Потому что за три недели в этой лагуне успевают написать как минимум два десятка полотен.

Сейчас в художественном музее открылась выставка вернувшихся с зарубежного пленэра. Константин Долгашев, Александр Р. Федоров, Викентий Лукиянов и Константин Кокель жили в номерах с видом на море. Так что могли переносить течения света и воздуха на холст прямо не выходя из номера. Но успели поездить и поставить этюдник в разных уголках этого рая, где уже в феврале цветет миндаль, а снег - настоящее событие. Они под большим впечатлением.

Поэтому стоит взглянуть на плоды их усилий. Как оказалось, они впервые столкнулись с возможностью работать в иных погодных перепадах, цветовых контрастах и столь прозрачных морских отражениях, чем славится Адриатика. Самый молодой из них, Константин Кокель, и вовсе первый раз попал за границу. Реалисту здесь приходится труднее формалиста: едва набросаешь одно состояние природы, а все цвета уже сменились, и надо совместить вид перед глазами с тем, что успел запомнить. К уникальному климату прибавляется гремучая смесь укладов жизни, верований и, соответственно, архитектуры. На границе с Италией живут католики, через час езды уже граница с Албанией и мечети, а сами черногорцы, как известно, православные. Как рассказывает Константин Кокель,  смена сюжетов происходит молниеносно.

Азарт привыкших к спокойной и скромной средней полосе художников весьма ощутим. И от того курортной расслабухой тут не пахнет. Это очень нестыдная и добротная живопись. Интересно было бы посмотреть на аукцион подобных работ. Жаль только, что в Чебоксарах мало кто может позволить себе прикупить искусства. А кто такую возможность имеет, например, всяческие фирмы и банки, почему-то предпочитают мертвые компьютерные копии.

Правда и у организаторов выставки не без «тараканов». К свежим работам пленэристов здесь прицепили нагрузку из полотен авторов, ездивших в другое время и в другое место. Конечно, вполне может быть, что жизнерадостному хозяину черногорских пленэров Виктору Карцеву, который приезжал на открытие, уже поднадоели на подобных вернисажах виды с одной точки, и его лично хотели ознакомить и с другими красотами и претендентами на черногорские ваучеры. Ну, показали, да и отсеките теперь лишнее. Вы же художники, в конце концов.

художники, Черногория

Previous post Next post
Up