Штучная работа и запретительная политика

Jul 05, 2008 11:51

Продолжаю серию рассуждений о проблемах образования.

Мой муж однажды сказал: "Проблема просто в несоответствии: профессия штучная, творческая, а востребована она массово. Массовое не может быть индивидуальным".
На мой взгляд, это одна из самых вжных составляющих в причинах кризиса образования. Проблема кадров.

Замкнутый круг получается очень легко. В школе человек десять лет терпел всевозможный дискомфорт. Человек вышел из школы, что-то окончил, где-то поработал, пошёл в политику (журналистику, экономику). И думает: "Да зачем мне заботиться об учителях?! Они получают, как продавщицы в ларьке? Так они и хамят похлеще тех продавщиц, и вообще зажрались, взятки берут, уроки частные, не хотят работать нормально..." И идут статьи, полные подсознательной обиды на ту единственную марь-иванну, которая когда-то поставила незаслуженный кол.
Но сильные личности, уверенные в себе молодые ребята, которые уважают себя и умеют уважать других, не идут массово работать в школу... Почему? Да именно потому, что очень трудно пробиваться сквозь потоки грязи, которые, конечно, ты-то знаешь, предназначены не тебе, а Марь-Иванне. Но переносят-то свои детские обиды и на тебя в том числе. И устаёшь бесконечно повторять, что и люди разные, и школы разные, и учителя - живые люди, у которых, о боже мой, болят иногда голова, живот или зубы, а дома рожает кошка или прорвало трубы...
Дети - очень хрупкий материал. Податливый, но хрупкий. Нельзя работать с ними поточно, или - с безразличием, или - с пренебрежением. Это прописные истины, но почему-то очень много в разных школах мариванн, которые училками стали случайно и профессия им безынтересна. Да и у самых лучших учителей бывают просто чёрные дни, и хорошо, когда ты уже воспитал отзывчивый и понимающий класс, которому можешь честно сказать: "Ребятки, вы сегодня будьте потише, хорошо?" - и они поймут. И благословенны те директора, которые в совсем чёрные дни спокойно дают отгулы, потому что ниакае "прохождение программы" не стоит измученной и злой мариванны, срывающейся на детей.

Это - проблема. Теперь - как её пытаются решить сейчас.
Так же, как и многое, решаемое политиками (не только в нашей стране - во всём мире). Заменяя внутреннее - внешним, борясь с симптомами, а не с причинами.
Запретить.
Всё то, чему нет места в школе (и кое-что, что должно быть!) - запретить.
Получается, что мы пытаемся воспитывать свободных и уверенных в себе людей, но делают это запуганные, уставшие, несвободные. Чему такие учителя смогут научить? Что воспитать?
Проблема профессионального "кастинга" - огромна. Выбирать - не из кого. Те, кто могли бы быть прекрасными учителями, не идут в школы - они ведь понимают людей, они легко делают себе карьеры топ-менеджеров, потому что это и престижнее, и выгоднее материально. "Подвижники" есть в каждой школе, и даже не по одному человеку, и это прекрасно... Но за этими деревцами растёт лес. Из которого позже выходят серые волки...

Проблема кастинга ставит другой вопрос: пускай нам будет из кого выбирать. Но по каким критериям? Как оздоровить педколлективы? На каком основании, кто будет решать, кому в профессии место, а кому - нет?
Это огромная проблема, на самом деле. Сейчас ходят слухи, что "судейство" будет отдано родителям детей. Тем самым родителям, которые подсознательно ещё помнят стрррррашную мариванну из своего детства и поэтому хотят не всегда того, что действительно должно дать образование...
Но об этом - в следующий раз.

Проблемы системы образования, От первого лица

Previous post Next post
Up