О теории и практике в искусстве

Jan 05, 2010 16:01

(Из введения к книге "Орнамент всех времен и стилей", подготовленной на основе издания "L'ORNEMENT POLYCHROME" 1888 года. Выделение жирным - мое.)

Эта книга имеет в высшей степени практическое значение; это скорее альбом иллюстраций, чем трактат, она скорее дает примеры, чем наставления. С ее помощью мы хотели избежать подводных камней теорий, которые, какими бы правильными они ни казались, всегда остаются слишком расплывчатыми и общими, когда они представлены в абстрактной форме. Вид шедевров всегда говорит сам за себя, и наиболее верным способом извлечь из них урок является анализ, а не попытка заставить их служить в качестве иллюстрации к заранее сделанному обобщению, которое зачастую является слишком абсолютным, чтобы подчиняться допущенным исключениям или предусматривать все особые случаи. Этот последний метод кажется нам наиболее опасным при его использовании в тех отраслях искусства, которые, вероятно, менее всего поддаются твердым правилам и в которых самое большое место отводится инстинкту, воображению и даже капризу художника.

Мы не хотим сказать, что произведения этого вида искусства не должны подчиняться тем принципам и высшим правилам, которым должен отвечать любой художественный замысел.

Так, орнаментальная композиция может быть воистину прекрасной лишь при условии, что она доставляет зрителю чувство покоя и удовлетворения, рождающееся при равновесии и гармонии всех элементов, из которых она состоит. Законы пропорции, законы равновесия и симметрии, подчиненность деталей ансамблю, разнообразие в единстве - все эти правила продиктованные инстинктом и провозглашенные наукой, занимают подобающее место как в искусстве мастера по орнаменту, так и во всех других видах искусства.

орнамент, цитаты, о рисовании

Previous post Next post
Up