Гамак Майанский

Oct 30, 2013 15:43

У Нгаваля есть гамак, сплетеный из ниток, его сделали в Ауровилле. Погуглила, называется майанский гамак, оригинально делают индейцы Мексики. Инструкцию не нашла. Разбирала по готовому гамаку, а приспособы импровизировала.  Склоняюсь перед неизвестными мне гуру (алладуль говорит тамильские женщины) сделавшими гамак без единой ошибки!

Основа гамака из Ауровиля сделана из хб ниток 1.0 -1.5мм, а подвески - из скользкой синтетики, 1 мм. Я делала подвески из той же хб  - в общем годится, но гамак менее детоустойчив, тяжелее, и нити труднее разбирать, когда достаешь из сумки и вешаешь. На эти нити идет большая нагрузка, поэтому если подвеска из хб, в гамаке лучше не брыкаться.

Чем майанский гамак лучше других?

В нем можно лежать, как вдоль, так и поперек, потому что он супер-эластичный, и легко подстраивается под позу лежащего человека. В нем удобно спать. Моя спина в гамаке отдыхает лучше, чем на полу или на кровати. Тем, у кого проблемы с подвижностью тела, я советую сделать и испытать этот гамак, как терапию. Моей "спине горного портера" очень помогает. Не знаю, как с "компьютерной шеей", будет ли полезен, надо проверять. Лесные индейцы, как известно, всегда спят в гамаках. Это делает тело более гибким и расслабленным.
Собственноручный гамак из нитей имеет значение для тех, кто занимается сновидениями. Узлы и плетение это акт захвата силы и внимания, и требует больше интеллекта и концентрации, чем работа с тканью, ножницами и швейной машинкой. Пока вы плетете гамак (на это уходит от недели ударного труда по 3-4 часа в день до... насколько у вас хватит терпения) ваше внимание должно полностью сосредочится на нем, иначе будут ошибки. В моем первом гамаке было много ошибок, которые мне было лень переплетать, так как обнаруживала я их через много рядов. Потом эти ошибки начали так бесить (прерывался гипно-паттерн), что мне пришлось исправлять их, прямо вырывая куски ниток...жуть... и какие сны могли сниться в таком гамаке? дети его растерзали за сезон, но вообще майанский гамак служит долго. Плетя гамак, вы создаете свой кокон сновидений, свое магическое пространство. Во время плетения гамака ваше сознание изменится, особенно если вы не отступите на полпути и доведете дело до конца.
Во время плетения у нас и возникло понятие "нити внимания". Это помогло нам почувствовать невидимые взаимосвязи явлений...



Ну, приступим. Привет, Тамара!

Станок для плетения и челнок.

Подпорки, они же стойки, должны стоять неподвижно, но в то же время сниматься с подставки, чтобы дальше работать с петлями, которые останутся на них. Как делают индейцы, я не знаю. Моя приспособа была из того, что нашлось в доме Майи (неплохое место для того, чтобы делать майанские гамаки, там их сплелось аж 5!). Сняла два карниза от занавесок с окон (металлические трубки 3см). На окнах в противоположных сторонах комнаты были решетки (не бойтесь, эт от обезян). К этим решеткам крепились стойки натянутой крепко над ними веревкой, на которой были сделаны 2 узла, и под эти узлы вставлены полости трубок-стоек, узлы держали их на одном расстоянии, а веревка, если была сильно натянута, прижимала конструкцию к полу. Когда петель накопилось много, вес гамака начал срывать планки, и мне пришлось их дополнительно привязать к решеткам. Установка красиво перегораживала комнату. Рядом Нгвалито приделал еще один станок, и комната превратилась в цех. Плели на скорость. Техническое изощрение придумал, конечно он. Еще он исполнил из дерева артефакты-челноки, но двухконечные гаечные ключи оказались вместо них сподручнее.
Приделать стойки можно и к ножкам перевернутой кровати, в общем, вариантов миллион.
Вот, вдогонку нашла, как сделать гамак, в инете. Пост свежий. Когда я начинала свои, инструкций не было. для референса и сравнения:
http://theultimatehang.com/2013/07/weaving-a-mayan-hammock/

Длина плетеной части гамака и расстояние между стойками 182 см. Это мерка ауровилльского гамака.

Первая Петля.

Сосредоточьтесь на захвате линий удачи! Сначала делается петля, свободным концом нити, отмотанной от челнока на 2 длины гамака. После каждого обхода стойки нить надо три раза перекручивать через себя, как показано на рисунке. Это нужно, чтобы потом петли собранные по три для подвески, закрутились. Можно сделать без перекруток, но с ними красивее и крепче. Обращайте внимание, чтобы обходить стойку и закручивать нити всегда в одном и том же направлении.

Обойдя стойки и сделав закрутки с двух сторон привяжите конец нити. Он привязывается как на рисунке 1 к одной нити, а потом уходит в закрутку. Все нити между стойками должны иметь одно натяжение: без провисания, но не туго, как струна. Мои узлы все нарисованы как бы распущенными, в работе их надо затягивать до конца, но не намертво, а чтобы они поддавались. Нитка на плетении не волнуется как на рисунке, а идет в равномерном натяжении. Поначалу этого трудно добиться, но быстро приходит с опытом. Закрутки оттлалкивают плетение от стойки, так что советую вставлять в конец их карандаш, чтобы длина готовых петель до начала плетения была примерно 7 см. Как вы увидите, карандаш как раз держится между правильно натянутых нитей. Начало работы это эквилибристика. Удачи!



Сначала плетется край, затем 270-300 основных рядов, и в конце такой же край.

Край.



Первый ряд "закрепки" (рисунок 2). Делаем их так: одну через 7 см от стойки, потом через каждые 12 см еще 13 (всего 14), последняя будет в 7 см от стойки. В моих гамаках все расстояния были на глаз, количества закрепок тоже не принципиальны, главное, чтобы они были одинаковы по длине. Другие мерки меняют плотность плетения, с которой так же можно играть, но не думаю, что стоит плести слишком разряженно.



Второй ряд: узлы планки. Делается в три прохода. Два первых прохода - обойти стойки и натянуть 2 нити (не забыть закрутки), а третий проход (всегда закрутки!) с хитрыми узлами на 3 предыдущих нитях, см. рисунок 4. Цепляйте под предыдущую плетущую и две свободных. Нужно потренироваться, чтобы ровно затягивать узлы и все нити сохраняли одно натяжение.



Третий ряд: те же два прохода нитью и узлы планки, только будут плестись с другой стороны, можно обойти станок, а можно вязать то же узел вот так (рисунок 5).
Узлы захватывают 2 нити прохода и предыдущие нити от узла планки.



Повторяем второй и третий ряд 5 раз. В конце плетения планки надо присоединить к работе еще одну нить, и узел завернуть в закрутку, как в прошлый раз. Дальше вы будете плести тело гамака двумя нитями.

Тело Гамака.










Первые три ряда надо вплести в планку, тут требуется повышенное внимание, а потом процесс упростится. Внимательно следуйте рисункам 6, 7, 8, на которых показаны три первых прохода. Одна нить на рисунке черная - основа. Другая плетет волну. Опять, все нарисовано свободно, но должно быть одинаково натянуто. Закончив ряд, обойдите планку (с закрутками) сначала нитью основы, затем плетущей нитью. Всего надо сделать от 270 до 300 проходов двумя нитями для односпального гамака. Сразу всю нить на челнок не намотать, ее придется наращивать. Связывать концы можно любым удобным вам узлом, и убирать его в закрутки. Не делать узлы посреди плетения. Есть немного отличный способ плетения, когда основу сразу наматывают несколькими рядами (или всеми) а волна проплетается потом. Но мне было удобней делать одновременно.

Вторая планка.



Вам надо перейти снова на одну нить, привязав конец одной из нитей, например, основу, к другой, и запрятав узел в закрутку. Первые зацепки делаются на паутине гамака, подбирая по три верхних нити основы, как показано на рисунке 9. Дальше все так же, как и с первой планкой.

Подвески.



Аккуратно снимаем гамак со станка вместе со стойками, на которых висят петли. Теперь вам нужно постепенно снимать петли со стойки, раскручивать закрутки, складывать петли по нескольку вместе и давать им закрутиться вместе в колбаску, и тут же надевать получившуюся толстую петлю опять на планку. Мне понадобился третий карниз. С планки у вас выходят 16 петель, соберите первую петлю из 6-ти, вторую - из 5-ти, третью - из 5-ти, а дальше с тела гамака собирайте петли по 4. На этом этапе вам пригодится планка потоньше, так как продевать нити подвески челноком в такие маленькие петли, да еще с закрутками, довольно трудно. Может быть, вам удастся придумать что-то подудобнее.
В принципе, нить подвески можно наращивать, оставляя узлы в верхней части, там где будет туго обмотанная петля. Но мне удалось намотать всю подвеску одной нитью, для этого мы сделали челнок из длинной тонкой бамбучины, в концы которой были вставлены скобки из гнутой проволоки. Всего подвесок в данном гамаке 68, их длина 1 метр (2 нити), значит надо намотать на челнок 136 метров!
Чтобы протянуть подвески, вам надо два крепления. Одно держит вашу стойку вертикально или горизонтально (последнее удобнее), так чтобы сохранялось одно расстояние до скобы, на которую навеваете петли. По мере работы надо сдвигать петли, так чтобы подвески натягивались перпендикулярно стойке, и все петли были одной длины. Скобу для петли мы сделали из альпинистского карабина, который очень удобен, так как не надо протаскивать через него длинный челнок, достаточно открыть его защелку (рисунок 10). Карабин был привязан к перилам руфтопа, а стойку держала странная металлическая конструкция, на которой до этого сушили одежду. В первый раз мы делали подвески вдвоем и вымеряли их длину вручную, снимая каждую петлю со стойки вместе с подвеской, от этого у нас было много возни и все перекосилось. Лучше снять все петли вместе, когда подвеска уже готова.

Петля.

Подвеска готова после того, как вы сделаете петлю. Пока подвески еще на станке, отметьте края петли, туго затянув петли вместе двумя закрутками (рисунок 11).



после этого можно снять работу со станка. Петля туго и плотно обматывается нитками, а потом можно этими же нитками сделать узел, скрепляющий петлю (рисунок 12). Как точно сделан узен на готовом гамаке, я не знаю, потому что его не раскрутить, придумайте что-нибудь свое, главное, чтобы нити держались разделенными на 2 пучка. Это помогает гамаку легче раскрываться. Цифра 1 означает одну и ту же нить подвески идущую к первой скрутке-колбаске планки.





Ну вот и все!

Приятно експериментировать с разными цветами ниток, например, один цвет для основы, и другой для плетущей. Или менять цвета, чтобы делать полосы. Первый гамак мы покрасили уже готовым, в ведерке с акриловой краской, психоделическими разводами. От этого нитки стали жестче. Чтобы сохранить мягкость хлопковых ниток, лучше красить природными красителями. Здесь моего опыта немного, хотелось бы изучить побольше. вот токо что нашла, кстати:
http://waysofthewhorl.wordpress.com/category/dyeing-2/

Продолжение следует:
Приемы сновидения в гамаке.
"Прежде всего вы должны понять, что такое нити внимания, и где они висят в пространстве".

сделала сама, гамак

Previous post Next post
Up