Почесав затылок. погоревав, я решил вынырнуть из сопливого болота своих предыдущих записей и сочинить что-то действительно стоящее, в духе обойдённых вниманием опусов о протестантской этике или личности Иосифа Сталина.
Одним из проявлений человеческой психики (а также психики ряда животных) как свойства его вегетативной нервной системы является воля. Каждый трактует понятие воли по-своему. Поэтому для лучшего понимания, дам и сам ему определение. Воля - это способность человека (возможно и некоторых животных) направлять свою деятельность на достижение конкретных целей, которые были поставлены самой психикой человека достаточно независимо от внешних факторов. Два уточнения - во-первых, под внешними факторами я подразумеваю даже влияние на электрические цепи нервной системы других органов того же самого человека (быть может, паразитную индуктивность кровеносных сосудов, или что-то ещё). Во-вторых, физическую деятельность рассматриваем как распределение энергии на двигательную активность нужным образом, умственную - как работу центрального процессора наших голов.
Короче говоря, наша воля с достаточной степенью точности в силу достаточной изолированности мозга автономна, определяется только внутренним состоянием вегетативной нервной системы, и не зависит от состояния внешней среды. С достаточной степенью точности - экстремальных ситуаций, когда человек теряет над собой контроль, никто не отменял. Назовём это утверждение законом автономности воли.
Одним из проявлений воли человека, одним из внутренних факторов, подталкивающих его к деятельности, являются идеи (идеологии). Определение им дать не возьмусь, но, пожалуй, можно утверждать, что они - это определённые особенные состояния долговременной памяти человеческого мозга, определённые файлы. Одной из таких идей является идея социализма-утопизма. Суть её заключается в том, что возможно и необходимо привести наше общество к состоянию утопии, то есть, к такому состоянию, в котором каждый индивид получит доступ к такому объёму материальных и социальных благ, которое обеспечит ему довольство бытом (вот и оно, самое катастрофически слабое место) и позволит достаточно сильно переориентироваться на творческую деятельность. И опять, два уточнения. Во-первых, в утопии реализуется принцип социальной справедливости - каждому по труду. Во-вторых, каждый член общества осуществляет своё целеполагающее мировоззрение - смыслом жизни для него является последовательная постановка и выполнение целей, требующих для своего осуществления определённых волевых и интеллектуальных усилий. То есть, не праздно потребляет имеющиеся в изобилии материальные блага.
Есть мнение, что законы физики позволяют со стопроцентной точностью определить поведение любых материальных систем этого мира (то есть части универсуума, в которой эти законы, собственно, и работают) при наличии достаточных сведений о её состоянии. То есть все материальные объекты этого мира абсолютно точно подчиняются этим законам, поведение любых систем абсолютно детерминировано, а при наличии соответствующих методов (прежде всего математических), можно проследить эволюцию любой материальной системы, в том числе и человеческого общества. А значит, имея достаточные данные о нашем обществе и хорошую математику можно вычислить и точно заявить, достигнет ли наше общество утопии или не достигнет.
Для утопической идее это утверждение без пояснения в известной степени вредно, поскольку позволит мечтателям сложить руки и не предпринимать усилий для построения коммунизма. Ибо если исследования покажут, что утопия будет построена, то нет смысла утруждаться, якобы, всё и так само собой произойдёт. Если же построение утопии в нашем конкретном человечестве (если моделирование показало гибель человечества до построения светлого будущего) будет опровергнуто, то и нет никакого смысла её приближать своим упорным трудом.
А посему привожу пояснения. Во-первых, современная теоретическая физика вовсе не является стопроцентно детерминированной. Практически точно в нашем мире есть научно обоснованное и найденное место случайности. И неизвестно, как эта случайность отражается на нашей идеальной математической модели общества. Результаты исследований могут оказаться крайне туманными. А скорее всего, достаточных для осмысления законов Теории Всего математических методов в обозримом будущем найдено не будет. Это значит, что однозначно убедиться в утопическом исходе нашей истории будет нельзя. Остаётся работать. Ибо зачем отказываться от того, что возможно, и достижение чего не чревато дурными последствиями? Во-вторых, старая истина говорит нам, что лучше синица в руках, чем журавль в небе - даже если математическое моделирование покажет безрадостный исход истории человечества, в наших силах сделать его как можно более радостным. Даже если утопия и недостижима, мы можем своею волей неограниченно приближать себя к ней, делая жизнь лучше изо дня в день.
Кроме того, стоит отметить, что математическое моделирование, предсказывающее наступление земного рая, скорее всего покажет, что индивиды в предверии этого рая были проникнуты утопической идеей и в поте лица своего (образно говоря, дело не в "бери больше, кидай дальше") трудятся на благо общества, а вовсе не пассивно наблюдают, как сбываются предсказания бездушной машины. В свете этого глупо, недостойно оставаться в стороне от всеобщего воодушевления и созерцать неизбежное.
А что, если за этой случайностью лежит свойство человеческой психики? Вдруг некое начало вносит коррективы в квантовые процессы головного мозга, и это начало - движущаяся вопреки законам физики воля? Тогда стоит с двойным рвением приниматься за святое дело строительства коммунизма, даже если по всем законам физики он будет недосягаем. Ситуация очень напоминает пари Паскаля:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Пари_Паскаля. И в данном случае нам выгоднее устремлять свои помыслы к светлому будущему,делая вклад в коллективный рай своим личным высокоорганизованным целеполагающим счастьем. Кто со мной?