Большинство великих путешествий было совершено с востока на запад. Человек во все времена шел за солнцем, спрашивая себя, куда же закатывается огненный шар. Одиссей, Колумб, Аттила… все они думали, что найдут разгадку на западе. Идти на запад - значит надеяться узнать будущее. Одни думали о том, куда заходит солнце, но другие хотели узнать, откуда оно приходит. Идти на восток значит искать место рождения солнца, а также место своего собственного рождения. Марко Поло, Наполеон, хоббит Фродо (персонаж трилогии «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина) - это разведчики востока. Одни надеялись открыть что-то там, где начинается день. [Spoiler (click to open)]В символике искателей приключений остается еще два направления. Вот их смысл.
Идти на север - искать трудностей, чтобы испытать свои силы.
Идти на юг - искать покоя и отдыха.
[Язык деревьев]
Некоторые акации в Африке обладают удивительными свойствами. Когда газель или коза начинают обгладывать их листву, они меняют химический состав своего сока, делая его ядовитым. Животное замечает, что вкус зелени стал другим, и отправляется к соседнему дереву. Но акация способна выделять запах, который ее сестры воспринимают как предупреждение о приближении врага. В течение нескольких минут все они делаются несъедобными. И травоядные уходят на поиски акаций, растущих слишком далеко для того, чтобы уловить сигнал тревоги. [Spoiler (click to open)]Бывает, что пастухи загоняют стадо коз в огороженное пространство, в котором находится группа акаций. В итоге первая же атакованная животными акация предупреждает соседей, но у коз нет другого выхода, им приходится щипать ядовитую листву. Многие стада погибали от отравления, причин которого люди долго не могли понять.
[Вынашивание]
Для высших млекопитающих период созревания зародыша должен составлять восемнадцать месяцев. Но человеческое дитя появляется на свет уже в девять месяцев, потому что голова его слишком велика: если ждать дольше, она не пройдет через таз матери. Как слишком большое ядро через слишком узкий ствол пушки. Поэтому зародыш сформирован еще не полностью. Поэтому в первые девять месяцев жизни новорожденный не способен жить самостоятельно, он не может ни видеть, ни двигаться, ни прокормиться. Даже череп его еще не затвердел. А жеребенок, например, может скакать уже на следующий день после рождения. [Spoiler (click to open)]Следовательно, становится необходимым и обязательным продолжить девять месяцев внутриутробной жизни младенца девятью внеутробными месяцами. Во время этого ответственного периода созревание должно сопровождаться постоянным присутствием матери. Родители должны создать нечто вроде эмоционального воображаемого чрева, где новорожденный будет чувствовать себя защищенным, любимым, востребованным, поскольку он в принципе еще не совсем родился. В девять месяцев наступает так называемый траур младенца. Ребенок осознает свою отчужденность от окружающего его мира. Так же как ребенок нуждается в мощной защите в течение первых девяти месяцев жизни, агонизирующему старику нужен психологический кокон безопасности в течение девяти месяцев, предшествующих его смерти. Это очень важный для него период, так как подсознательно старик чувствует, что обратный отсчет начался. В последние девять месяцев жизни умирающий отчуждается от прежней жизни и от старых знакомых, он словно перепрограммируется. Со стариком происходит процесс, обратный рождению.
В конце своего пути старик, подобно ребенку, ест из бутылочки, его пеленают, у него нет ни зубов, ни волос, он невразумительно лепечет. Но если ребенка в основном окружают заботой, то старик в последние девять месяцев жизни редко бывает избалован вниманием. А по логике вещей ему необходима сиделка, которая играла бы роль матери, роль «психологического лона».
И она должна обращаться с ним очень бережно, чтобы создать защитный кокон, необходимый ему для последней метаморфозы.