Сегодня мы хотели бы познакомить вас с "Новой землей" - вторым крупным трудом Экхарта Толле, который получил известность после выхода книги "Живи сейчас" ("The Power of Now"). Цель "Новой земли" - показать, что свобода от мыслей, обусловленных эго, является не только залогом личного счастья, но и ключом к прекращению конфликтов и страданий во всем мире. В основу размышлений Толле положены идеи трансформации индивидуального и коллективного сознания, ведущей к глобальному духовному пробуждению. Таким образом, книга адресована самому широкому кругу читателей - всем, кто стремится гармонизировать свою жизнь.
Нынешнее время таково, что слова "духовный учитель" нередко вызывают подозрения. С экранов телевизоров и первых полос газет на нас смотрят множество мастеров, знающих, как жить. Экхарта Толле тоже называют духовным учителем - хотя он, в отличие от других, не дает точного и гарантированного рецепта "просветления". Его книга - скорее путешествие к глубинам самого себя, анализ причин, которые заставляют нас поступать тем или иным образом.
Понимая, что такие слова нужно подтверждать фактами, мы предлагаем вам два текста. Первый - трезвая и очень вдумчивая рецензия с ЛивЛиба авторства vaikas. Второй - слова самого Экхарта Толле о целевой аудитории "Новой земли". Думаем, в сочетании они дадут исчерпывающий ответ, стоит ли вам ее читать. :)
[Spoiler (click to open)] "В этой книге вроде бы нет ничего нового - и при этом всё в ней новое. Начиная с заглавия («Новая земля»). Шаг за шагом, слово за словом, строка за строкой читатель движется к пробуждению, о котором пишет автор. Он не огорошивает этим с порога. Первая примерно половина книги посвящена эго и страданиям, которые оно причиняет. И только изучив вдоль и поперёк свои хотения, желания и стремления (вызванные к жизни нашей культурой, культурой потребления), читатель переходит к следующему пункту - к пробуждению и существованию в настоящем моменте. Сначала это самое существование здесь и сейчас кажется чем-то недостижимым и умозрительным. Но это в первую очередь - качественное проживание каждого момента жизни. Если нельзя воспринять его с энтузиазмом - восприми с удовольствием, нет удовольствия - прими его. Если не удаётся принять - прекрати этим заниматься, потому что причинишь страдания и себе, и, может статься, другим.
Вопросы «Ага, а кто будет деньги зарабатывать\детей растить» отметаются сами собой, но только если перед тем, как узнать об энтузиазме-удовольствии-принятии вы прочитали всю книгу. Иначе, конечно, вопросов будет очень много. Вообще, книга устроена так, что каждая предыдущая глава отметает возможные вопросы, которые вызовет следующая, а пересказывать идеи из разных частей книги - это как раз плодить ненужные вопросы.
В своей книге Экхарт Толле использует несколько особых терминов для обозначения разных явлений. Произведённое от слова «эго» прилагательное «эгоический» - точно его изобретение. В примечании переводчика сказано, чем эгоический человек отличается от эгоистического. Эгоистический заботится только о себе (он, скорее всего, является также и эгоическим). Эгоический идёт на поводу у своего эго. При этом он может быть (или казаться) совсем не эгоистом. Но сам он прекрасно всё про себя понимает. Во всяком случае, должен понять, читая эту книгу. Экхарт Толле подробно описывает самые разные эгоические проявления, мешающие пробуждению. Пробуждение - это существование здесь и сейчас.
Мне дали эту книгу со словами «посмотрим, как на тебя подействует - у меня всё сразу на место встало». Поэтому я ждала мгновенного результата, начиная с первых глав. Думала, что вот сейчас в мозгу что-то щёлкнет, откроется дверь и сквозь неё прольётся на меня невидимый свет. Сразу скажу, что свет не пролился. Без труда рыбка не выловилась. Я прочитала книгу целиком, и свет всё ещё не пролился. Но мне стало предельно ясно, что надо сделать - нет, не так, - как надо действовать прямо здесь и сейчас, чтобы этот свет пролился. И снова не так - не пролился когда-то в будущем, а стал светить здесь, в настоящем.
Потому что, ну в самом деле, мы живём в настоящем моменте. Варенья на завтра не бывает, это ещё Алиса поняла, но многие ждут варенья на завтра. Ждут, что вот-вот случится что-то такое, особенное: их заметят, полюбят, повысят в должности, отправят за границу, ну и так далее. А этого не происходит. И сегодняшний момент, тот, который есть, и который, прямо скажем, неплох, просто упускается из виду. Человек живёт в фантазиях о будущем, потом - в воспоминаниях, а в настоящем моменте его нет. Висит табличка «отошел на 5 мин. в мечты о будущем».
А если вернуться в себя, в своё настоящее, то мир, или, иначе говоря, вселенский разум, которому только того и надо, тут же подбросит вам козырную карту. Он только этого и ждёт, ему нужны добровольцы для осуществления своего предназначения. «Новая земля» - это такое состояние сознания здесь и сейчас, когда люди, многие люди, может быть, большинство жителей планеты, проживают каждый момент старательно, тщательно. «Тщательно прожевывая пищу, вы помогаете обществу». Тщательно проживая каждый момент жизни, вы тоже помогаете обществу. Обществу в самом широком смысле этого слова - всему человечеству, которое есть здесь и сейчас.
Здесь и сейчас - устойчивое выражение, навязшее в зубах. Однако, только дочитав книгу до конца, я поняла весь его смысл. Лучшей иллюстрацией к такому тщательному проживанию жизни будет персонаж из рязановского фильма «Гараж», профессор, которого отправили на картошку, и который, привыкши всё делать аккуратно и старательно, вкладывал в каждый мешок свою визитку.
Хочется подарить эту книгу родителям, только мне кажется, что они её не станут читать. Они часто откладывают книги в сторону со словами «мы уже слишком старые, чтобы меняться». Хотя Экхарт Толле пишет как раз о том, что ближе к старости человеку проще становится измениться, пробудиться, нужна только самая «малость» - преодолеть своё эго.
Целая глава в книге посвящена тому, как родители манипулируют детьми, как мучают их и пытаются переделать на своё лад, даже если детям уже лет сорок. И после этого - несколько глав о том, как общаться с ребёнком, чтобы не передать ему груз страданий и боли, которые человечество тащит на себе, преумножая и ничего не забывая. Помимо собственного «болевого тела», которое развивается у каждого человека, по Экхарту Толле выходит так, что «болевое тело» есть у народов, государств, представителей одного пола, рас, религий и так далее. И люди несут в себе эти страдания, и ничтожная причина способна спровоцировать настоящую драму, на самом деле вызванную болевым телом.
В этой книге Христос и Будда цитируются на равных. Кроме них автор отдаёт должное Эйнштейну, Шекспиру и Стивену Хокингу. Есть также несколько историй о мастерах дзен и духовных учителях, но их предельно мало, они не заслоняют собой смысл и суть, то есть, тем, кто любит читать притчи, тут будет нечего ловить.
Жизнь, вернее, существование в рамках мирового разума - это паззл. Каждый человек имеет свою цель и своё место. Если не сопротивляться обстоятельствам и не делать вид, что ты лучше знаешь, где твоё место, то ты попадёшь на нужное место быстрее и легче. У каждого человека есть внешняя и внутренняя цель. Внутренняя цель - пробудиться и оказаться на своём месте в готовом паззле, рядом с такими же пробудившимися людьми. Внешняя цель - какое-нибудь занятие, приносящее радость, или, по крайней мере, не причиняющее страданий себе и окружающим.
Удивительно, что в книге не раз и не два упоминается о том, что прок от пробуждения будет, если пробудится достаточное количество жителей Земли. Никакой элитарности, сектовости и упоения собственным просветлением (что вообще является проявлением эго).
Для того, чтобы пробудиться, не нужно отшельничать, соблюдать пост или совершать паломничество. Нет никаких рецептов и индульгенций. Даже внимательно и вдумчиво, с блокнотом и ручкой, прочитав книгу, можно не найти этот рецепт. Но вычленить признаки, которые отличают пробуждающийся ум от спящего.
Жизнь - это то, что сейчас, это рамка, сквозь которую протягивают киноплёнку. Жизнь - не киноплёнка, а рамка. Мы существует всегда в настоящем моменте, прошлое и будущее живут только в нашем уме.
Экхарт Толле достиг успеха, но остался верен крошечному издательству, которое издало его первую книгу. Меня почему-то это особенно подкупило. А, и ещё то, что он купил лотерейный билет, выиграл тысячу долларов и продержался до того момента, когда его книга начала приносить прибыль". (с) vaikas
Земля. Сто четырнадцать миллионов лет назад. Утро, солнце только-только взошло. Первый цветок в жизни планеты раскрывается навстречу его лучам. До этого важнейшего события, знаменующего эволюционный скачок в жизни растений, землю уже миллионы лет покрывала растительность. Жизнь первого цветка вряд ли была длинной, и цветы, по-видимому, ещё долго оставались редким, единичным явлением, так как для повсеместного цветения ещё не было благоприятных условий. Но вот однажды был достигнут критический порог, и если бы на Земле тогда присутствовало воспринимающее сознание, оно бы стало свидетелем внезапного буйства цвета и аромата на всей планете. Много позже эти нежные ароматные создания, которые мы зовём цветами, сыграют существенную роль в эволюции другого вида. Они будут всё сильнее притягивать и восхищать людей. Человеческое сознание развивалось, и цветы, похоже, стали первой вещью, которую люди начали ценить не за практическую пользу, то есть не за то, что было как-то связано с выживанием. Цветы вдохновляли бессчётное число художников, поэтов и мистиков. Иисус призывает нас созерцать цветы и учиться у них тому, как надо жить. Говорят, что во время своей «безмолвной проповеди» Будда поднял цветок и стал пристально смотреть на него. Через некоторое время один из присутствующих, монах по имени Махакашьяпа, улыбнулся. Считают, что он единственный понял эту проповедь. Согласно преданию эта улыбка (иными словами, осознание) передавалась из поколения в поколение двадцатью восемью мастерами и много позже стала источником дзен. Созерцание красоты цветка могло, пусть совсем ненадолго, пробудить людей к той красоте, которая является важнейшей частью их собственной сокровенной сути, их истинной природы. Первое переживание красоты было одним из самых значимых событий в эволюции человеческого сознания. Чувства радости и любви неразрывно связаны с этим переживанием. Хоть мы и не вполне это осознаём, цветы выражают в форме то самое высокое, самое святое внутри нас, что, по сути, не имеет формы. Цветы, более мимолётные, утончённые и нежные, чем растения, из которых они появляются, стали своего рода посланниками из иного царства, мостом между миром физических форм и бесформенным. Они не только обладали тонким и приятным для людей запахом, но и струили аромат из царства духа. Используя слово «просветление» в более широком смысле, чем это обычно принято, мы можем рассматривать цветы как просветление растений. Можно сказать, что на любую форму жизни в любом царстве - минералов, растений, животных или людей - снисходит «просветление». Однако это крайне редкое явление, выходящее за рамки эволюции, поскольку оно подразумевает нарушение непрерывности развития, скачок на совершенно иной уровень Бытия и, что самое главное, уменьшение материальности. Что может быть тяжелее и непроницаемее камня - самой плотной из всех форм? И всё же некоторые камни меняют свою молекулярную структуру: они превращаются в кристаллы и, таким образом, становятся прозрачными для света. Некоторые углероды под действием немыслимо высокой температуры и давления превращаются в алмазы, а некоторые минералы - в другие драгоценные камни. Большинство ползающих рептилий - самых привязанных к земле существ - не меняются уже миллионы лет. Однако некоторые из них отрастили перья и крылья и превратились в птиц, бросив вызов силе притяжения, которая сковывала их так долго. Они не стали лучше ползать или ходить - они вообще перестали это делать. С незапамятных времён цветы, кристаллы, птицы и драгоценные камни имели особое значение для человеческого духа. Как и все жизненные формы, они, конечно, являются временными проявлениями лежащей в основе всего единой Жизни, единого Сознания. Но почему им придаётся особое значение и почему они так пленяют людей? Почему мы чувствуем с ними такое глубокое родство? Причиной тому может быть их утончённость. Когда достигается определённая степень Присутствия, неподвижного интенсивного внимания во всех системах восприятия, человек может чувствовать божественную суть жизни, единое сознание, или дух, обретающийся в каждом существе, в каждой жизненной форме, осознавать его единство с собственной сущностью и любить его, как самого себя. Но пока этого не произошло, большинство людей видят лишь внешние формы и не воспринимают их внутреннюю суть, как не воспринимают они и свою собственную суть, отождествляя себя лишь со своей физической и психологической формой. Однако в цветке, кристалле, драгоценном камне или птице даже человек с небольшой степенью Присутствия или же вообще его лишённый может порой почувствовать нечто большее, чем просто физическую форму, не подозревая, что потому-то она его и притягивает, потому-то он и чувствует с ней родство. Присущая им утончённость не позволяет форме окончательно затмить их глубинный дух, как это обычно происходит с другими жизненными формами. К исключению из общего правила относятся все новорождённые: маленькие дети, щенки, котята, ягнята и так далее. Хрупкие и нежные, они ещё не вполне укоренились в материальности. Сквозь них всё ещё светят невинность, красота и обаяние не от мира сего. Они восхищают даже относительно бесчувственных людей. Поэтому, когда в состоянии чуткой восприимчивости вы созерцаете цветок, кристалл или птицу, никак их мысленно не называя, для вас открывается окно в бесформенное - внутреннее оконце, пусть и совсем крошечное, в мир духа. Вот почему ещё с древних времён эти три «просветлённые» формы жизни всегда играли важную роль в эволюции человеческого сознания и почему, например, драгоценный камень в цветке лотоса является центральным символом буддизма, а белая птица - голубь - символизирует Святой Дух в христианстве. Они готовили почву для более глубокого сдвига в планетарном сознании, который суждено испытать человечеству, - того духовного пробуждения, которое мы сегодня наблюдаем.
ЦЕЛЬ ЭТОЙ КНИГИ
Готово ли человечество к трансформации сознания - внутреннему цветению столь радикальному и глубокому, что рядом с ним цветение растений, как бы прекрасно оно ни было, покажется лишь бледным отражением? Смогут ли люди разуплотнить свои обусловленные прошлым умственные структуры и стать прозрачными для света сознания подобно кристаллам или драгоценным камням? Смогут ли они преодолеть гравитационное притяжение материализма и материальности и подняться над своим отождествлением с формой, которое питает эго и мешает им вырваться из плена собственной личности? Возможность такой трансформации была главным посланием всех великих учений мудрости в истории человечества. Посланцы - Будда, Иисус и другие, не все нам известные, - были ранними цветами человечества. Они были предвестниками, редкими и драгоценными существами. Повсеместное цветение тогда ещё было невозможно, и их послание было во многом не понято и нередко сильно искажено. Оно ни в коей мере не преобразило человеческого поведения, не считая малой горстки людей. Возросла ли сегодня готовность человечества к таким преобразованиям в сравнении с временами этих ранних учителей? Почему это так необходимо? Что вы можете сделать - если здесь вообще возможно что-то сделать, - чтобы вызвать или ускорить этот внутренний сдвиг? Чем характерно старое эгоическое1 состояние сознания и каковы признаки нового нарождающегося сознания? Эти и другие ключевые вопросы будут рассмотрены в данной книге. Более того, сама эта книга, вызванная к жизни новым формирующимся сознанием, является инструментом трансформации. Представленные здесь идеи и концепции, может, и важны, но всё же они вторичны. Это лишь указатели на пути к пробуждению. Тогда как сдвиг происходит внутри вас в процессе чтения. Главная цель этой книги - не пополнить ваш ум новой информацией или новыми мнениями и не убедить вас в чём-то, а вызвать сдвиг в сознании, то есть пробудить. В этом смысле данная книга не «интересна». Читая «интересную» книгу, можно оставаться отстранённым, прокручивать в уме идеи и концепции, соглашаться или не соглашаться. Эта же книга - о вас. Она либо изменит состояние вашего сознания, либо окажется бессмысленной. Она может пробудить лишь тех, кто готов. Готовы ещё не все, но многие, и с каждым новым пробуждённым человеком движущая сила коллективного сознания растёт и облегчает пробуждение остальным. Если вы не знаете, что такое пробуждение, читайте дальше. Только пробудившись, вы узнаете истинное значение этого слова. Достаточно одного мимолётного проблеска, чтобы инициировать необратимый процесс пробуждения. К некоторым этот проблеск придёт во время чтения книги. Для многих других, которые могут об этом даже не догадываться, такой процесс уже начался, и эта книга поможет им его осознать. Для кого-то толчком к пробуждению могли стать потери или страдания, для других - контакт с духовным учителем или учением, чтение книги «Живи сейчас - The Power of Now» или другой духовно живой, а значит, преображающей книги, или любое сочетание всех этих составляющих. Если ваш процесс пробуждения уже начался, чтение этой книги ускорит его и усилит. Важной ступенью пробуждения является способность видеть себя непробуждённым - видеть, как думает, говорит и действует эго, а также распознавать коллективно обусловленные умственные процессы, увековечивающие состояние непробуждённости. Вот почему в этой книге исследуются главные аспекты эго и их проявления как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Это важно по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, если вам не ведомы основные механизмы, управляющие деятельностью эго, вы не распознаете его, и оно будет обманом заставлять вас отождествляться с ним снова и снова. Это значит, что оно полностью владеет вами - этакий самозванец, делающий вид, что он - это вы. Во-вторых, пробуждение может прийти через сам акт распознавания. Когда вы распознаёте в себе неосознанность, это становится возможным благодаря пробуждающемуся сознанию, благодаря пробуждению. Бороться с эго и победить его так же невозможно, как бороться с темнотой. Свет сознания - это всё, что вам нужно. Вы и есть этот свет.