Т-14 “Армата”: гроза Abrams, которая так и не грянет

Sep 17, 2023 18:23

Долгое время мифический Т-14 "Армата" считался одной из визитных карточек военно-промышленного комплекса Российской Федерации, в основном эксплуатировавшего советские заделы, но не создававшего абсолютно новые, уникальные образцы. Этому танку не только приписывали сверхъестественные качества, но и пророчили многотысячные заказы.

Подумать только, но в сентябре 2015 года генеральный директор научно-производственной корпорации "Уралвагонзавод" (УВЗ) Олег Сиенко заявил, что до 2020 года российская армия получит 2300 танков на базе бронеплатформы "Армата"! Между тем за окном сентябрь 2023, а в распоряжении российской армии всего-то опытная партия из двух рот.

Танка Т-14 "Армата", несмотря на обещания официальных лиц о больших заказах и серийном производстве, массово нет в российской армии. Он, несмотря на заверения российской пропаганды, не используется в боевых действиях в Украине. И он так и не получил ни одного экспортного заказа.

Так что с этим танком не так?

Когда в 2015 году "Армату" презентовали на Красной площади в Москве, то во время репетиции все могли наблюдать за тем, как боевая машина просто заглохла и ее пришлось эвакуировать. Уже тогда было понятно, что продукт сырой и имеет целый ряд технических недоработок, например, с трансмиссией. И эти проблемы себя проявляли регулярно, вплоть до недавна.

В августе этого года на форуме Армия-2023 организаторы решили выкатить Т-14 "Армата" на полигон и показать на что способен танк. На первый взгляд, танк ездил и стрелял - но это на первый, непрофессиональный взгляд. Танк, на практически ровной поверхности (бетон и щебень) раскачивался, пробуксовывал, стрелял на небольших скоростях и при торможении.

Все это указывало на то, что "Армата" с 2015 года так и не смогла избавиться от своих "детских болезней", ставших хроникой. Кроме того, показательное выступление танка вызвало много вопросов к системе управления огнем (СУО).

А теперь, представим себе танк, который не способен ездить по пересечённой местности, имеет проблемы с СУО, может заглохнуть посреди поля. Что это за танк? Верно, это не танк, а идеальная мишень.

Кроме того, у Т-14 "Армата" есть и другие проблемы - не технического порядка.

Дело в том, что Т-14 "Армата" - это танк, выделяющийся из общей концепции советских основных боевых танков своим чрезмерным профилем. Во многом это обусловлено тупиковой веткой развития моторно-трансмиссионного отделения (МТО), но не только. Тем не менее, танк имеет длину корпуса около 11 метров, что в 1,5 раза больше чем у Т-72 и Т-90.

Как бы это не звучало странно, но размеры имеют значение и большие размеры создают большие проблемы. И речь не только о высоком профиле, который может увидеть противник издалека. Все танковые боксы в российских частях приспособлены к содержанию именно советской линейки основных боевых танков - Т-72, Т-80, Т-90.

Кроме проблемы с боксами из-за размеров возникает и проблема обслуживания танка, с учётом его крайне высокого уровня выброса газов и особенностями обслуживания двигателя, для которого необходимо специальное оборудование. Например, процесс очистки форсунок необходимо производить за пределами бокса с применением ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ). Такие сложности вызваны тем, что на двигателе 2В-12-3А цилиндры размещены как сверху, так и снизу, при том, что поверх самой силовой установки находится радиатор.

А потому даже процесс обслуживания танка в в/ч, не говоря уже о полевых условиях - это весьма трудоемкое занятие. Массовое же их производство добавляет головной боли в виде вопроса содержания в боксах, которые к ним не приспособлены. Вот и выходит, что сначала масштабная реконструкция в/ч, а потом уже серийное производство танков. Но возможно ли оно?

Танк из гаража

Вспоминая заявление Сиенко о серийном производстве в 2 300 танков до 2020 года - а возможно ли оно вообще? Пускай даже до 2030 г.?

Дело в том, что в России серийное производство танков с нуля давно прекращено. Например, с нуля танки Т-72 и Т-80 не производят с 1998 года, а Т-90 было приостановлено в 2011 году.

За это время линии производства нулевого цикла были разобраны, проданы, переплавлены. Формы пущены на лом, инструменты аналогично - пущены по миру. И самое яркое тому подтверждение - слова генерального директора "Уралвагонзавода" Александра Потапова о том, что УВЗ возобновит производство танков Т-80 с нуля… А что же было до того, возникает вопрос?

А был ремонт и модернизация советских заделов, сотнями и тысячами находящихся на хранении, что лишь подтверждает отсутствие производства танков в России с нуля. И возобновить его будет не так просто. Нет необходимых пресс-форм, нет инструментов, нет станков, нет специалистов, на подготовку которых и базовое приобретение опыта уйдёт минимум от 4 до 5 лет.

Фактически, для производства танка - такого, как Т-80 - необходимо применить до 30 тысяч технических и технологических цепочек. В случае с Т-14 "Армата" этих цепочек больше, при этом сам танк собирался штучно, не автоматизированными процессами, а, скажем так, вручную. Нет налаженного процесса работы тысяч пресс-форм, нет инструментов и линии сборки. Т-14 "Армата" - это больше танк из гаража, чем танк с завода. И не только он один.

Каждый его элемент - это собранное вручную штучное изделие. Например, двигатель 2В-12-3А не собирается на производственной линии, это штучный продукт кружка неюных автомобилистов, а для его серийного производства нет соответствующей линии.

Итоги

Т-14 "Армата" - это танк, который никогда не смогут довести до боеспособного состояния. Его не смогут массового производить из-за отсутствия соответствующих линий производства. Для его содержания в армии необходимо перестраивать все в/ч, где он будет находиться.

Огромное количество недостатков при сомнительных достоинствах, которые опять же перекрываются недостатками.

Из этого можно сделать вывод, что этот танк так никогда и не увидит обещанной серии в 2300 единиц. И даже в 230 есть сомнение.

Александр Коваленко
Previous post
Up