После недавнего падения российской ракеты Союз с космонавтами
на борту «Роскосмос» заявил о том, что на самом деле это было испытание
прочности скафандров на давление изнутри и ничего более, а двигатели
второй ступени не включились потому, что так было задумано.
Туда даже топливо не залили, а если уж быть до конца откровенными, то
и двигатели туда не прикрутили. И датчики - тоже. Вместо этого в
корпусе намеренно были сделаны многочисленные отверстия, просверленные и
залепленные различными видами веществ, чтобы вместе со скафандрами
испытать и дырки. Инсайдеры говорят, что американского астронавта
предупредили об этом, но тот не понял - сложности перевода. Персонал там
общается матом, а потому - что-то было понято не так, как надо.
В общем, Роскосмос готовит новую модификацию ракеты Союз, которая
будет кардинально отличаться от своих предшественниц оригинальным
свойством - вертикальным взлетом. Ракета еще не проходила испытаний, но
уже сейчас Роскосмос оценивает стоимость запуска в 60 млн. н/е
(неназванных единиц - от доллара там отказываются). Это, конечно,
дороже, чем у Маска, но зато россияне обещают прокатить «с ветерком»,
что это значит - не поясняют, но в бурятской тайге ждут ракет с
нетерпением.
Но все эти мероприятия призваны хоть как-то стабилизировать ситуацию с
их ракетами «Прогресс», а теперь уже и «Союз», на которые напал
внезапный падеж. Московия стремительно утрачивает рынок космических
запусков, но это уже ее не очень беспокоит, поскольку с такими темпами
скоро свои спутники связи и шпионы уже будет выводить нечем, а раз так -
придется идти на поклон к китайцам или чего хуже - к европейцам или
американцам, а как однажды заметил сам Владимир Путин: «На это я пойтить
не могу!»
В общем, там пытаются допилить хоть какое-то изделие, которое будет
способно забрасывать в космос полезную нагрузку. Руководитель Роскосмоса
Дима Рогозин заявил, что теперь контроль качества и вообще - всех работ
по сборке ракет, будет производиться видеокамерами. Но что-то
подсказывает, что одними камерами делу не поможешь. Рабочим и инженерам
надо закреплять ошейники со взрывчаткой, и только они начнут сверлить
лишнее отверстие, как все станет заметно в камеру, и такой негодяй будет
ликвидирован на месте.
Хотя такой кровожадный метод - не единственное лекарство. В Сколково
работают над изготовлением специальной обшивки, которая будет
самозатягиваться в местах лишних отверстий. Как сообщают анонимные
источники, работы так же ведутся над тем, чтобы создать
саморазворачивающиеся датчики. Если монтажник его прикрутит не той
стороной, датчик самостоятельно развернется в нужное положение.
Прямо сейчас ведутся разработки нано-ножек для датчиков, которые и
будут их разворачивать, в случае чего. В общем, центр научной мысли РФ
бурлит инновационными идеями, которые имеют гриф «секретно», и понятно,
что прямо о них никто не хочет говорить. Но из намеков можно понять, что
если бы российско-американский экипаж упавшего Союза имел бы
инновационное и запатентованное в Сколково устройство под названием
«Кривой стартер», то космонавты могли бы завести вторую ступень ракеты
просто на месте, в полете.
Но при всех этих положительных тенденциях, все же дает о себе знать
противостояние сколковских ученых и профильных специалистов Роскосмоса,
которые не вполне доверяют своим коллегам широкого профиля из Сколково.
Те уже придумали ряд узлов и агрегатов для танка Армата и самолета
ФАК-ПА, выпуск которых после этого успешно прекратился.
Из ведомства Рогозина поступают сведения о том, что тайно были
сделаны инвестиции в разработку новых материалов и конструкций для
создания нового мобильного стартового комплекса, который можно
развернуть в произвольном месте за считанные часы. Главная идея
инновации состоит в том, чтобы не ракета подвозилась к старту, а
наоборот - старт мог прибыть в то место, где вольно или невольно
оказалась ракета и обеспечить ее пуск прямо из этого места, за считанные
часы.
Понятно, что такие разработки, находящиеся на самом передовом рубеже
человеческой мысли, имеют самую высокую степень секретности и на публику
не просочилось ни единой фотографии ни всего комплекса, ни его
отдельных узлов или агрегатов. Известно лишь о том, что в нем
использована идея самого Рогозина и старт имеет вид огромного батута.
Как бы там ни было, но в РФ наблюдаются лихорадочные движения для
того, чтобы не вылететь из перечня космических держав, что уже кажется
не таким уж и невероятным. Кстати, США прямо сейчас борются со своими
проблемами, за которые российские СМИ их регулярно высмеивают. Поэтому,
есть смысл как-то сравнить уровень проблем, решаемых в РФ и США.
Понятно, что такие инновации, безусловно не имеющие аналогов и
обогнавшие буквально всех, Штатам просто недоступны, а потому - там
занимаются ерундой. Как известно, там ракеты не падают, а регулярно
приземляются на землю и повторно летают в космос. Так, ближайший запуск
тяжелой ракеты Falcon Heavy от SpaceX должен произойти с одним из
ускорителей первой ступени, который уже дважды побывал в космосе.
Компания Илона Маска уже наработала технологии возврата и второй
ступени, но похоже на то, что там сконцентрировались на создании
радикально новой сверхтяжелой транспортной системы, имеющей условное
обозначение BFR (Big Falcon Rocket), которая должна быть готова к 2022
году и сменить свою предшественницу. Ориентировочно система сможет
выводить на орбиту 100 тонн груза, и скорее всего, разгонные модули тоже
будут многоразовыми, что сделает доставку крупных грузов относительно
дешевым делом.
В это же время корпорация Боинг заканчивает работу над своей
сверхтяжелой ракетой SLS (Space Launch System), которая ориентируется на
пилотируемую программу «Орион». Насколько можно понять, обе
сверхтяжелые ракеты смогут поднимать пилотируемый корабль Орион, но НАСА
активно ведет работу с Боинг и планирует провести первый пуск всей
системы в 2019 году. Причем, вся система разрабатывается не как
орбитальный, а как межпланетный комплекс.
Так, первый полет будет произведен без экипажа, но он будет
существенно отличаться от привычных полетов на орбиту Земли. Планируется
25 дней полетного времени, за которые корабль уйдет к Луне и выйдет на
ее орбиту. Все это время будут проверяться все его системы, которые
необходимы именно в режиме межпланетного полета, а после этого - корабль
будет возвращен на Землю и этот возврат будет тоже необычным.
Спускаемый модуль войдет в атмосферу со скоростью 11 км/с, что
называется «скоростным спуском». В это время будут испытаны системы
охлаждения, стабилизации и посадки.
Пока Боинг заканчивает работу над ракетой, остальные подразделения,
завязанные на программе «Орион», заканчивают развертывание наземной
инфраструктуры обеспечения программы. Так, в космическом центре имени
Кеннеди на мысе Канаверал уже подготовлена стартовая площадка 38В, с
которой будут запускаться ракеты по программе Орион. Полностью
подготовлен центр управления полетом, который снабжен всем необходимым
оборудованием и программным обеспечением. На нем регулярно происходят
тренировки персонала по отработке всех элементов запуска ракеты.
Ожидается, что в связи огромными размерами самой ракеты, обратный отсчет
старта будет начинаться за 48 часов, в течение которых будут
происходить все технологические мероприятия подготовки и самого старта
ракеты.
Но это еще не все. Был создан комплекс оборудования, который
обеспечивает прием спускаемого аппарата, после завершения полета. Для
этого предназначено специальное судно USS John P. Murtha
На котором смонтированы системы поиска и подъема спускаемого
аппарата. В начале месяца в акватории Тихого океана были проведены
испытания всего оборудования и в их ходе полностью воспроизводились все
мероприятия по поиску, обнаружению, захвату и подъему спускаемого
модуля. В ходе испытаний были составлены рекомендации по доработке
некоторых систем, которые в принципе сработали так, как и планировалось.
Из той информации, которую предоставляет НАСА, наземные системы
находятся на финальной стадии готовности к запуску Ориона. Оно и
понятно, поскольку в случае удачи первой миссии, вторая состоится
примерно в таком же формате облета Луны, но уже с экипажем на борту и
после этого уже планируется высадка на Луну, а во второй половине 20-х
годов - полет к Марсу. Причем, SpaceX тоже планирует примерно такую же
очередность своей программы.
Пока не очень понятно, это будет одна объединенная экспедиция, где
Боинг и SpaceX будут выполнять какие-то части программы, либо это будет
гонка двух компания. Одно понятно четко, сразу две ракетостроительные
компании уже практически готовы к началу эры межпланетных полетов.
Причем, обе они как-то не погружаются в тему орбитальных (вокруг Земли)
полетов. Похоже на то, что это уже перестает иметь актуальность.
Орбитальные полеты постепенно переходят в разряд рутины или каких-то
рейсовых полетов.
Сегодня это еще выглядит как фантастика, но буквально через 2-3 года
все изменится. Штаты уходят в дальний космос, это уже понятно всем, и
российские Союзы, Прогрессы и прочее - скоро станут позавчерашним днем,
вообще никому не интересным. С другой стороны, прогресс вряд ли будет
стоять на месте и там научатся заклеивать лишние дырки в обшивке.
Рогозин уже привлек к этому делу якутского скульптора.
Вот такое получается сравнение белого и теплого, а вернее - сравнение не получается, как его ни крути.
Источник