История Одессы связана с отцом психоанализа Зигмундом Фрейдом.
Бабушка и мать профессора были рождены и жили в известном городе Украины. Лишь в возрасте 16 лет Амалия Натансон переехала в Вену, где повстречала Якоба Фрейда. Будущий ученый появился на свет в городе Фрейбург, в котором и было всего-то пять улиц, две цирюльни и с десяток бакалейных лавок. Фрейду не повезло с местом рождения. Одесса считалась более престижным местом, в отличие от восточных областей Австро-Венгерской империи.
Фрейд писал, что первого подготовленного психоаналитика в мире - Моисея Вульфа - повезло иметь Одессе. Но сегодня мы поговорим о самом знаменитом пациенте доктора и одессите - Сергее Панкееве.
В книге «Из истории одного детского невроза» описывается жизнь Панкеева, известного как “Человек-волк”, его воспоминания, фантазии и сновидения. Кличка этому пациенту Зигмунда так понравилась, что на старости лет, поднимая трубку телефона, он говорил: “Алло, Человек-волк слушает”. Именно судьба этого человека вдохновила Германа Гессе на написание “Степного волка”.
Сергей был сыном купца, рожденным в 1986 году и проживающим на улице Маразлиевской в многоквартирном живом доме под номером 20. Сейчас можно услышать, что это здание называют доходным домом Панкеева.
Именно в нем он впервые увидел сон о гигантских белых волках, посылавших ему сообщения глазами, восседая на ветвях орехового дерева, которые мальчик мог видеть из окна. Подобные видения нанесли глубочайшие психологические травмы: Панкеев стал панически бояться изображений волков, не говоря уже о живых зверях.
В 1907 году у него развилась депрессивная симптоматика, после самоубийства сестры Анны, которая посетила место дуэли Михаила Лермонтова в Пятигорске. Отец посоветовал обратиться к российскому психиатру Владимиру Бехтереву. Не получив облегчения, он отправился к немецкому врачу Эмилю Крепелину, который направил его на госпитализацию в Мюнхен. Молодому человеку поставил диагноз “маниакально-депрессивный психоз”. Одессит и врач-психиатр Леонид Дрознес решил поехать с Панкеевым к доктору Фрейду. Последний выявил у парня синдром навязчивости и откинул идею об имении им биполярного расстройства. Корифей психоанализа сказал, что боязнь вытекает из тревожных эпизодов детства, которые ухудшались религиозным воспитанием. Он полагал, что волки во сне являются признаком подавленной сексуальной фантазии. Более того, они символизируют отца, в глазах которых сын является жертвой.
В книге “Из истории одного детского невроза” Фрейд говорит, что “Человек-волк” - это идеальный пример того, какие ментальные травмы могут причинить нерешенные интимные проблемы в детстве. Кроме того, у Панкеева оставалась боязнь перед самостоятельным существованием. Когда ему полегчало, он сразу же прекратил лечение. По словам Фрейда у Сергея были «боязнь изменения своей судьбы и желания оставаться в своей привычной уютной обстановке».
Симптомы еще долгое время преследовали Панкеева, и он возвращался к “мозгоправам”. Сам он был личностью образованной и поэтому так вспоминает врачевание Фрейда: “Проходя психоанализ у Фрейда, я чувствовал себя не столько пациентом, сколько его сотрудником - молодым товарищем опытного исследователя, взявшимся за изучение новой, недавно открытой области”.
Исследователь психоанализа был настолько благодарен своему пациенту, работа с которым позволила совершить важные научные открытия, что не только не брал денег, но и сам финансово помогал Сергею. Жизнь “Человека-волка” сложилась не слишком удачно. Несмотря на то, что фортуна ему улыбнулась, и он стал успешным страховым адвокатом, пережить пришлось и самоубийство жены, и тяжелые болезни, и ужасы фашистской и коммунистической оккупаций. Смерть его настигла в Вене в возрасте 84 лет.
Его случай вызывает интерес у многих врачей на протяжении сотни лет.
Антон Визковский
для ИНФОТАБа