В Польше определились с датой референдума по изменению Конституции страны.
Президент Польши Анджей Дуда назвал 11 ноября 2018 года, юбилейный 100-й год обретения независимости страны, наиболее подходящей датой для референдума по Конституции. Сейчас Польша живёт по Конституции, принятой 20 лет назад, в 1997 году, и при ней сложилась парадоксальная система, которая по сути лишает и президента, и премьер-министра реальной власти.
«На мой взгляд, как президента, мои сограждане имеют право выразить свое мнение: хорошо ли работает Конституция Польши в течение этих 20 лет, удовлетворены ли поляки моделью государственного устройства или же требуются перемены, заслуживают ли поляки и Польша новой Конституции. В следующем 2018 году, это год 100-летия восстановления независимости Республики Польша, народ должен сказать, каким он видит президента страны, какой роль Сената и Сейма, какие права граждан и свободы должны быть усилены», - заявил президент Польши во время выступления по случаю национального праздника Третьего Мая, установленного в честь принятия 3 мая 1791 года первой польской Конституции.
Анджей Дуда. Фото: Reuters
Первая попытка изменения Конституции в 2015 году провалилась из-за активного противодействия оппозиции, которая проводила в Варшаве многотысячные митинги. В результате правительство было вынуждено уступить. Дело в том, что на референдум, помимо изменений в Конституции, Варшава хочет вынести и изменение взаимоотношений с Европейским Союзом. В свою очередь ЕС всячески препятствует подобной инициативе Варшавы.
Уже сегодня Варшава стремится проводить независимую политику и игнорирует указания из Брюсселя. Если результаты референдума о будущем Польши в ЕС не удовлетворят брюссельских чиновников, они могут воспользоваться седьмой статьёй договора Евросоюза и лишить Польшу права голоса в Совете министров ЕС.
В процессе референдума власть будет спрашивать мнение поляков о наиболее предпочтительной форме правления и полномочиях парламента. Кроме этого, высшее руководство страны намерено поставить на общественное обсуждение такое направление, как гражданские свободы, а также отношение к военной реформе.
Уникальность отсутствия реальной власти у правительства получилась потому, что фактически государством правит человек, который не является ни премьер-министром, ни президентом страны. Страной правит лидер правящей партии «Право и Справедливость» (PiS) Ярослав Качинский, который является по сути рядовым депутатом Сейма. Но именно он, как глава правящей партии, определяет состав правительства и других структур, решает внутренние и внешние политические вопросы.
Ярослав Качинський. Фото: Cristian Gheorghe
Эта система привела к тому, что в стране существуют параллельно два центра власти. Действующие в рамках закона и своих полномочий, максимально прозрачные и открытые институты власти, и штаб-квартира партии «Право и Справедливость», куда для решения своих вопросов стремятся попасть министры и депутаты, чтобы встретиться с Качинским. В результате влияния Качинского министры могут добиться отмены решений, уже принятых и одобренных правительством, что создаёт нездоровую почву для коррупции и махинаций национального масштаба и ставит под сомнение реальную власть президента.
Конституционная реформа в некотором смысле нужна всем. Стремясь перехватить инициативу у правительства, о необходимости референдума год назад заявлял и сам Ярослав Качинский. Поскольку Качинскому выгодно усиление роли Сейма, в котором он является неоспоримым лидером и который легитимизует его «теневой» статус. В свою очередь президент Польши Анджей Дуда стремится усилить позицию президента. Но необходимость наведения порядка и сложившуюся нездоровую ситуацию понимают все участники противостояния, которое будет в итоге решено при помощи голосов поляков на референдуме.
Андрей Кузнецов