Андрей Кузнецов. Чужие среди своих: будни русской эмиграции в Украине

Nov 16, 2016 14:25


С 2014 года 270 россиян запросили в Украине политическое убежище, но получили его лишь 29.

Согласно официальной статистике пограничной службы по лицам, которые приезжают на ПМЖ в Украину, популярнее всего у имеющих охоту к перемене мест Украина была в 2011 году. Тогда приехало 64 796 человек. Без всякой агитации.

В 2015 году таких желающих со всего мира набралось всего 2314 человек. И из России тогда приехало 19 574 человека, и ехали в основном в Киев. А в 2015 году - всего 587. Сюда входят и все те, кому тяжело жить при «кровавом путинском режиме».

В 2016 году президент Украины Порошенко предоставил украинское гражданство 56 гражданам России. 54 взрослых и 2 детей.

По данным ФМС, в России находятся 2,6 млн граждан Украины, из них более 1 млн человек с востока страны. С 1 июля 2014 года статус беженцев в России получили свыше 325 тыс. вынужденных переселенцев с Украины.

В целом в Украину ежегодно приезжают и подают документы в миграционную службу около 1200-1500 человек, это новые искатели убежища. А дальше возникает сложность. Естественно, общественные организации не имеют доступа ко всем делам, поэтому о многом мы можем судить только исходя из статистики. В среднем около 10% из этих людей получают статус беженца. Остальные чаще всего растворяются.

Миграционная служба Украины систематически отказывает в убежище соискателям из России. После чего часто проводится апелляционный суд. Исходя из существующей практики, суд никогда не выносит решения в пользу искателя убежища - он в лучшем случае обязывает миграционную службу пересмотреть дело. Дальше миграционная служба пересматривает дело и вторично отказывает заявителю. Отказ обжалуется снова, и таких обжалований может быть два. Все это время, пока человек обжалует отказы миграционной службы, он находится в статусе искателя убежища. Это значит, что у него есть справка и с точки зрения правоохранительных органов он находится в Украине законно.

Бытует мнение, что массовый прием беженцев увеличивает государственные расходы по их содержанию и делает граждан беднее. Действительно в Украине беженцам выдается пособие. Но оно разовое и «непосильным бременем» ложится на плечи украинских налогоплательщиков. Размер пособия семнадцать гривен. Этот размер пособия не менялся много лет.

Сразу после Евромайдана благодаря давлению общественных организаций миграционная служба была очень настроена на работу по-новому. Начать, наконец, давать статусы, реформироваться, иметь наблюдающий орган из общественных организаций, который мог бы судить, насколько те или иные решения соответствуют духу закона. Но инициатива миграционной службы заглохла так же быстро, как появилась. Сначала оккупация Крыма, потом война на Востоке - понятно, всем тут же стало не до прав человека.

На одном из немногих обсуждений этих самых реформ первый заместитель главы миграционной службы Виктор Шейбут сказал: понимаете, в чем дело, раньше мы почему статусов россиянам не давали? Потому что наш северный «старший брат» говорил нам этого не делать. Это был самый честный ответ из всех, который был озвучен за все эти годы. Во многом это было политическое решение, причем не только самостоятельное украинское, но и некое соглашение на пространстве стран бывшего Советского Союза о том, что искателям убежища из определенных стран статус получить в Украине невозможно.




Для сравнения в 2013 году политическое убежище в Украине попросило 37 россиян, а такой статус приобрело 3. В 2014 году о защите украинского государства попросили уже 130 россиян, статус получили опять только 3 человека. В 2015 году подали заявление 86, получили 11. В 2016 году 54, получили 15.

Людей, которые едут из России в Украину, США, Восточную Европу и другие страны, очень много, гораздо больше, чем 86 человек, которые подали документы на предоставление убежища. Кроме них, в Украине есть много россиян с украинскими корнями, которые могут натурализоваться в стране благодаря корням бабушки или дедушки. Также есть много тех, кто приезжает без виз и потом просто остаются.

Украина - наиболее близкий вариант для оппозиционеров-активистов из российских регионов. И вообще для активистов, у которых нет английского языка и нет других возможностей уехать куда-то дальше.

Это направление для тех людей, которые все еще думают, что могут на что-то повлиять, принести какую-то пользу если не российской демократии, то украинской. После Майдана в России была большая волна воодушевления, что если можно что-то поменять в Украине - то можно потом что-то поменять и в России.

Но сейчас ситуация такая: есть очень много людей, которые из России просто бежали, от конкретных репрессий, политических и уголовных обвинений. И они оказываются в Украине, которая не имеет нормального правового механизма их принять. Потому что украинская миграционная служба сегодня - это такой нереформированный советский реликт, который был не готов ни к чему подобному. На постановлениях об отказе, которые они выдают, написано, что «Россия является демократической страной, где никого не преследуют по политическим мотивам». По факту это официальная позиция иммиграционной службы. В России говорят, что политических заключённых и дел нет, украинские чиновники принимают это как руководство к действию.

В итоге, мы получаем меньше 10% позитивных решений по статусу беженца для россиян в Украине. И получаем огромную массу людей, которые оказываются в Украине совершенно бесправными: они не получают статуса беженца, но и не могут уехать назад. Единственно, что они могут, это уехать дальше, в Европу. Но и там спросят почему вам отказали в Украине. Сформировывается «отрицательный» кейс.

В октябре 2015 года Верховная Рада разрешила иностранцам и лицам без гражданства служить в Вооруженных силах Украины, а в январе этого года украинский парламент одобрил законопроект об упрощенном порядке предоставления гражданства иностранцам и лицам без гражданства, которые проходят военную службу в ВСУ.

Согласно данному закону, для получения гражданства иностранцы, которые проходят военную службу по контракту, должны беспрерывно проживать на территории Украины три года с момента вступления в силу контракта, а не пять лет, как это было раньше.

29 марта 2016 года президент подписал указ, который регулирует упрощенную процедуру предоставления гражданства иностранным военнослужащим ВСУ, а 10 июня указ № 248/2016 «О положении о прохождении военной службы в Вооруженных силах Украины иностранцами и лицами без гражданства».




Получить гражданство для воевавшего в АТО россиянина - задача практически нереальная. Так, например, россиянин Александр Валов, воюющий добровольцем в батальоне Азов уже два года не может получить гражданство Украины.

В результате большинство российских добровольцев, которые приехали до вступления закона в силу и уже находящиеся на территории Украины нелегально лишены подобной возможности легализации. Поскольку они фактически предоставлены сами себе и лишены прав, то они маргинализируются и украинский криминал начинает активно пользоваться услугами добровольцев имеющих боевой опыт.

Сколько точно российских добровольцев воевало и воюет на стороне Украины точно не известно. Большинство из них видя бесперспективность получения статуса предпочитает оставаться в тени. Что бы сохранить инкогнито и не предоставлять свои данные в миграционной службе. Но по многочисленным оценкам российских добровольцев несколько сотен. Их легализация вопрос и национальной безопасности Украины в том числе.

У тех, кто получил отказ, судьба разная. Есть те, кто до сих пор борются правовыми методами, идут в суды. Очевидно одно, необходимо адаптировать миграционную службу Украины под существующие реалии, а не работать по старым советским лекалам.

Очень часто можно увидеть нарушение миграционной службой законов Украины. Когда один из родителей, гражданин России, не может получить гражданство даже если у него жена или муж украинцы и дети родились в Украине. Ему приходиться каждые полгода выезжать в Беларусь или Молдову на несколько дней, чтобы иметь право легально находиться в Украине следующие полгода. И так длиться годами.

Впрочем, механизм получения украинского гражданства по родственной линии всё же остаётся самым успешным. Достаточно принести выписку с места жительства или рождения своих украинских бабушки или дедушки.




Стоит отметить, что российские добровольцы и политические иммигранты это люди стремящиеся помочь Украине, хотя многие и скажут, что их об этом не просили. Но есть ли у подобных критиков моральное право осуждать людей, которые прекрасно оценивая риски сделали свой осознанный выбор. Их не много, по сравнению с иммигрантами из других стран, но это самые проукраински настроенные иммигранты.

В целом поток российской политической иммиграции в Украину снизился. Иммигранты предпочитают уезжать в Европу, где шансы на получение статуса политэмигранта на порядок выше. Украина теряет свою возможность стать генератором и точкой сборки реальной российской оппозиции и следовательно свои возможности в перспективе влиять на неё и на процессы в России.

Россия не прощает «предательства». Сейчас многие иммигранты с тревогой следят за историей с исчезновением русского добровольца Ильи Богданова, который не смотря на то, что получил украинский паспорт, уже подвергался покушению, которое предотвратило СБУ.

Нельзя быть иммигрантом из России в Украине и не вызывать ненависть у российских спецслужб.

Андрей Кузнецов
для ИНФОРМАТОРа

Україна, АТО, Росія, Россия, Война, Путин, Украина, Блоги

Previous post Next post
Up