Троллейбусные поезда Киева

Jun 13, 2016 23:41




Киев, как известно, имел целый ряд транспортных «визитных карточек» - трамваи КТВ-57, троллейбусы Шкода 9Тр, скоростной трамвай, разумеется троллейбусные поезда и другое.

Киев стал родоначальником троллейбусных поездов в СССР. Именно здесь в 1966 году была разработана и воплощена особая его конструкция.
Но давайте вкратце разберёмся какими поезда бывают. Как и у трамвая, существует две основные его разновидности:
  • 1.Моторная (самоходная) головная машина + безмоторный прицеп;
    2.Моторная головная машина + моторный прицеп. Этот метод также называется СМЕ (система многих единиц);

Именно второй метод для троллейбусов был создан в Киеве изобретателем В. Векличем.

Почему Киеву не подходили обычные поезда, которые, кстати, в Европе применялись довольно часто?

Киев, как известно, холмистый город, а маломощные отечественные троллейбусы и сами с трудом справлялись с нашими уклонами, куда там ещё прицеп. Поэтому поезда Веклича оказались очень актуальным изобретением, надолго решившим проблемы высокой провозной способности троллейбусов.



Сначала в Киеве троллейбусные поезда делались из устаревших троллейбусов МТБ-82, но уже вскоре сцеплять стали и легендарные Шкоды 9Тр. За почти 30 лет работы, поездов существовало около 300, благодаря чему они прочно запечатлелись в памяти киевлян и гостей столицы.

Позднее, по киевской технологии поезда сцеплялись во многих городах СССР (вторым по количеству поездов стал Ленинград - там их было около 100), но в основном в малом количестве, поэтому ни один город не ассоциируется с поездами так сильно, как Киев.

Один из первых троллейбусных поездов, ещё на базе троллейбусов МТБ-82
(1966)
Фото из книги «100 лет киевскому трамваю»:





В первые годы работы вместо знаков автопоезда на троллейбусных поездах спереди использовались треугольники, а сзади - треугольники с красными отражателями (катафотами)
Фото К. О. Фридемана (1969) из коллекции А. Оландера:



Эксплуатация троллейбусных поездов была завершена в 1994 году, по мере получения сочленённых троллейбусов, производство которых в СССР так и не смогли наладить в должном количестве
Фото В. Шрейнера (1987) из коллекции А. Оландера:





Пиком эксплуатации троллейбусных поездов считается 1983 год - тогда в поездах работало более половины троллейбусов города
Фото из набора открыток «Киевскому троллейбусу 50 лет» (1985) из коллекции С. Левчука:


А что сказать про музей?
Современное руководство музея не заинтересовано восстанавливать киевские 9Тр. В качестве суррогата планируется покупка такого троллейбуса в другом городе. Надо ли упоминать, что такая машина будет иметь характерные черты другого города и будем смотреться для Киева халтурно? Кроме того, машина из другого города ещё больше подрывает концепцию воссоздания поезда, т.к. из одного троллейбуса поезда никак не будет, да и иногородних машин, работавших в поездах не сохранилось. Словом, нелогично, зато подразумевает увеличенную степень недостоверности, даже если поезд таки решат воссоздать…
ИСТОЧНИК

Київ Інформ, Історія Києва, Новости, История, Транспорт, Історія України, Новини, Киев Информ, Киев, История Украины, История Киева, Історія, Київ, Блоги

Previous post Next post
Up