Самые мерзкие произведения искусства

Nov 19, 2014 00:04

ну или "искусства". С этической точки зрения, а не эстетической.

В топе у меня басня "Две подруги" нашего гимнописца (это которая "А сало русское едят") и "Принимай нас, Суоми-красавица".
А вы что можете предложить? Я хочу об этом поговорить.

Leave a comment

vision_lucide November 18 2014, 23:25:03 UTC
Кто-нибудь должен упомянуть басню "Стрекоза и муравей"! :)
..."мерзкий" очень сильное слово, но не могу промолчать - меня всегда возмущает эпизод в "Морозко", когда он бегает вокруг ёлки и морозит Настеньку, а несчастная отвечает, что всё ок и ей отлично. Она - обманывает, что само по себе плохо, но это еще и преподносится как необходимая кротость. Неприятно.

Reply

steissd November 19 2014, 03:45:13 UTC
По поводу «Морозки» согласен, но чем плоха басня Константина Анатольевича Ивана Андреевича Крылова?

Reply

vision_lucide November 19 2014, 09:07:47 UTC
Когда Муравей выгоняет Стрекозу в зиму, он совершает поступок, возможно и справедливый, но жестокий. Особенно остро это переживается в детстве, поэтому в басне о трудолюбии симпатию вызывает скорее беспечная Стрекоза, чем дидактический Муравей.
Впечатление это довольно всеобщее (у С.Моэма, например, есть одноименный рассказ); можно сказать, что эта басня - хрестоматийный пример этического диссонанса.

Reply

firben November 20 2014, 06:58:10 UTC
А, вот вы о чём. Я не поэтому, а потому, что басня формирует ложную картину мира. Якобы тяжёлый ишачий труд по определению благороден и вознаграждается, а если ты легкомысленно предпочёл заниматься тем, к чему лежит душа, тебя непременно ожидает жестокая расплата. В действительности оба пути могут привести как к успеху, так и к неудаче, дело же вообще не в этом. Вся убогая мораль этого произведения - похлебай-ка, дружок, говна, а если не хочешь, то попадёшь в ад.

Reply

anabellka November 20 2014, 07:11:53 UTC
А, ну и это тоже, кстати, да.
Но раз уж тут ишак-муравей является в образе "ангела с карающим мечом", то не грех и муравья обсудить.

Reply

firben November 20 2014, 08:30:26 UTC
А я не умею возмущаться плохими людьми. Ахать "Как же так можно? Как таких Земля носит? Где справедливость?" Справедливости нет. Если некое локальное зло можно ликвидировать, следует так и поступить, если нет - следует подождать удобного момента или стечения обстоятельств, когда оно будет ликвидировано без твоего участия. Эмоций у меня зло не вызывает, я воспринимаю его как данность.

Reply

anabellka November 20 2014, 08:56:29 UTC
Тоша, так ведь речь не об эмоциях ( ... )

Reply

firben November 20 2014, 23:43:39 UTC
Да, они, родимые. )

Reply

anabellka November 20 2014, 23:51:31 UTC
Рулят всё-таки некоторые лженауки ;)

Reply

vision_lucide November 20 2014, 09:04:09 UTC
Спасибо, я ждала, что кто-нибудь это напишет :)
Это возражение гораздо глубже, и (во избежание мировоззренческих дискуссий) мне было удобнее зайти с Муравья.

Reply

firben November 19 2014, 06:44:25 UTC
Да, я хотел вчера про стрекозу написать, конечно, но решил подождать, пока это сделает кто-нибудь другой. Действительно номер один.

Reply

karakat November 19 2014, 07:12:32 UTC
Вот да, по обоим пунктам.

И вообще бессмысленная жестокость, у Андерсена вон её навалом, даже в адаптированных переводах. От "Огнива" блевать хотелось даже в детстве.

Reply

andy_racing November 19 2014, 08:53:28 UTC
Да, из всего, что тут сказано, плюсанусь именно сюда, про Андерсена.

Reply

maksa November 19 2014, 12:58:54 UTC
Про муравья - сильно зависит от контекста. В сытом обществе, безусловно, это аморальный поступок. Но в условиях жёсткой нехватки ресурсов - прямо-таки пример поведения, благодетель. Ситуация, когда к весне умирают все - и стрекоза, и муравей с семьёй, остаётся за кадром.

Reply

vision_lucide November 19 2014, 15:20:02 UTC
Нет, давай считать, что контекст вполне задан: у нас басня, а не трагический роман и не постап. И выходит, что муравья, безусловно, можно понять, но вообще-то он жадный и злобный!

Reply

maksa November 19 2014, 15:24:10 UTC
Перечитал басню. Знаешь, я на стороне Муравья. Он не добрый, но справедливый. Как лектор, который ставит двойку на экзамене студенту, который весь семестр непонятно чем занимался. Того выгонят, к сожалению, но так и должно быть.

Reply


Leave a comment

Up