Одержимая / Possession (1981)

Jul 05, 2012 00:28



Режиссёр: Анджей Жулавский   В ролях: Изабель Аджани,   Сэм Нил,   Хайнц Беннет,   Маргет Карстенсен

Брак молодой пары трещит по швам. Марк узнает, что его жена Анна нашла себе кого-то на стороне. Он нанимает детектива, чтобы узнать правду. Любовник быстро найден, однако совершенно слетевшая с катушек Анна снимает квартиру для рандеву с кем-то третьим. Все, кто имеет неосторожность зайти в эту квартиру, бесследно исчезают...

Сначала нужно обязательно сказать про место действия. Фильм снимался в Западном Берлине. Мрачная, давящая атмосфера города, разделенного пополам, накладывает отпечаток на семейные отношения. Между Марком и Анной возникает стена отчуждения и непонимания. Это неудивительно, ведь живут они прямо напротив знаменитой Берлинской Стены. Метафора что называется "в лоб", но действенная.

Вообще в то время Берлин притягивал к себе многих. В конце 70-х здесь жили Дэвид Боуи и Игги Поп, именно Берлину Боуи посвятил свою великую песню "Heroes". Позже сюда пожаловал из Мельбурна молодой ангел саморазрушения Ник Кейв. В Берлине он познакомился с Бликсой Баргельдом, в результате появились The Bad Seeds.

Однако вернемся к фильму. Жулавский снимал его после развода с женой и отыгрался на всех женщинах по полной. Градус кипения на экране просто зашкаливает. Почему-то именно поляки снимают фильмы, жанр которых прекрасно определил герой "Нашей Раши" Жорик Вартанов.

Жанр этот называется "я твой душу мотал".

Непременные истерики главных героев, снятые крупным планом, общая жуть и безысходность - так снимали Вайда, Поланский, Кеслевский, Жулавский, Занусси. Очень часто их фильмы делались на французские деньги, видимо есть между двумя этими народами что-то общее на глубинном уровне подсознания.

Пора переходить к главной героине.

То, что делает в этом фильме Аджани, лично я рационально объяснить не могу. Считается, что в кубриковском "Сиянии" Николсон задал эталон того, как надо играть медленный переход от нормального состояния в безумие. Так вот, Аджани здесь играет абсолютно на уровне Джека. Самый знаменитый эпизод фильма - сцена в подземном переходе.

У меня эта сцена вызвала настоящую оторопь. Ни один, даже самый люто - кровавый, эпизод из фильмов Юзны и других королей мясных рядов не сравнится с игрой Изабель Аджани. Обратите внимание - сцена снята одним дублем (за исключением финального отрезка). Задумайтесь на секунду - на экране не малоизвестная хоррор-актриса, а французская звезда №1.



Если проводить параллели, представьте например Чулпан Хаматову в подобном эпизоде. Я с огромным уважением отношусь к Чулпан, считаю ее актрисой мирового уровня, однако вот ТАК даже она, боюсь, не сможет.

Роль мужа Анны исполнил Сэм Нил, позже переигравший в куче блокбастеров. Играет он здесь просто здорово, но что ж поделать, если Аджани играет гениально и немного "задвигает" партнера. Небольшая роль подруги Анны досталась постоянной актрисе Фассбиндера Маргит Карстенсен.

Нельзя не сказать и еще об одном "герое" фильма. Образ Существа создал Карло Рамбальди. Этот матерый человечище работал со всеми "тузами" итальянского Giallo - кинематографа. Судите сами. Рамбальди делал спецэффекты к фильмам Марио Бавы ("Кровавый залив"), Лючио Фульчи ("Ящерица под женской кожей"), Дарио Ардженто ("Кроваво-Красное").

Мало? Можно продолжить - "Кинг-Конг" (1976), "Чужой" (1979), "E.T.- Инопланетянин", "Конан-разрушитель", "Дюна" Дэвида Линча, "Серебрянная пуля". В среде создателей спецэффектов Рамбальди - фигура легендарная, он родился еще в 1925 году, за свою длиннющую карьеру получил три "Оскара" и до сих пор здравствует.

Несложно заметить, что существо из фильма Жулавского весьма похоже на Чужого. Оно и понятно - делал один и тот же человек примерно в одно время.

Еще один интересный факт: в фильме есть эпизод, в котором герой Сэма Нила видит проплывающий по реке труп собаки. Это синефильское "подмигивание", которыми позже будет баловаться Тарантино. Дело в том, что после картины "Ящерица под женской кожей" у Лючио Фульчи возникли неприятности с обществом защиты животных.

В том фильме были показаны изувеченные и умирающие собаки. От тюрьмы режиссера спас именно Карло Рамбальди. Он принес на суд муляжи собачьих тел. Стало ясно, что они сделаны так искусно, что все приняли их за настоящие трупы. Эту историю Жулавский и Рамбальди решили обыграть, а может просто передали "привет" Лючио.

Вообще при просмотре "Possession" фамилия Фульчи вспоминается не раз. И музыка иногда похожа, и атмосфера. Среди других источников вдохновения - "Отвращение" Романа Поланского, где так же медленно сходила с ума в одинокой квартире Катрин Денев.

Режиссер намешал в своей картине массу разных стилей, от "новой волны" до фантастики и от психологической драмы до хоррора.

Позже Жулавский встретит звезду фильмов "Бум" и "Бум-2" Софи Марсо, как две капли воды похожую на Аджани. Он вылепит из солистки молодежных комедий весьма добротную актрису. Вместе Жулавский и Марсо сделают несколько картин, имевших заметный успех. За ними как-то затеряется "Possession". А жаль, фильм весьма неординарен, хотя и мало известен.

Почему так случилось? Просто Жулавский не угадал со временем. Поколение героев "новой волны" на тот момент уже рассеялось, а "новая новая волна" в лице Люка Бессона, Лео Каракса, Дени Лавана, Жана Рено заявит о себе только в середине 80-х.

Вот в промежутке между этими "волнами" и был создан фильм "Possession". Как говорится, попал в полный штиль. Что сказать - не повезло...

Доктор Уильям С. Верховцев



А в моем дому завелось... ТАКОЕ !!!     Гадопятикна...

(Марина Цветаева & Петр Мамонов).

Изабель Аджани, Доктор Уильям С. Верховцев, Лючио Фульчи, Анджей Жулавский, Сэм Нил, Маргет Карстенсен, Фильмы, Пётр Мамонов

Previous post Next post
Up