Fela Kuti & Lou Reed 1986 Photo by Ebet Roberts
* * * * * * * * * *
Музыка народа йоруба, одного из крупнейших в Нигерии, имеет ряд важнейших функций в социальной и политической жизни общества. Веками, будучи одним из средств передачи информации, она играла особую роль в традиционной культуре. Музыка интегрировалась во все сферы жизни - от внутриродовых и внутрисемейных отношений (траурная похоронная песня) до политических событий (торжественная песня по случаю объявления нового вождя). «Говорящие барабаны» йоруба до появления относительно развитой инфраструктуры были одним из средств передачи новостей, сообщений и дружеских приветствий между деревнями.
В традиционных обществах Нигерии универсальный музыкальный язык отсутствует: каждый народ имеет собственный стиль, не похожий на другие. У йоруба - своё понимание музыки как синтеза многих видов искусства (танцевального, драматического, исполнительского, поэтического).
Во второй половине XX в. музыкальная культура йоруба претерпела изменения благодаря Феле Аникулапо Кути. С его именем связывают появление протестной песни и некоего подобия шуточных куплетов - «yabis music» («yabis» можно перевести как «шутить над кем-то»). «Yabis music» стала традицией и сохраняет влияние на современных музыкантов, которые прибегают к шуточным куплетам в ходе предвыборной гонки. Слово «yabis» стало особенно популярно в Лагосе в начале 1970-х гг., когда Ф.Кути начал устраивать свои музыкальные шоу в клубе «Африканская святыня». Клуб стал местом притяжения для активных молодых людей, которые подолгу стояли в очередях на пятничные шоу «Yabis Night», чтобы увидеть музыканта.
Темы, которые поднимал Ф.Кути в своих текстах, были злободневными. Нигерия в начале 1970-х гг. пережила нефтяной бум и превратилась в одного из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок. Нефтяной бум имел важные последствия для страны. С одной стороны, значительные средства, полученные от продажи нефти, были вложены в государственный сектор экономики, что привело к усилению центральной власти, злоупотреблению авторитарными методами управления государством. С другой, проведение экономических реформ в жизнь давало большие возможности для обогащения верхушки военных и высшей бюрократии.
Музыка и тексты Ф.Кути, обличавшие авторитарный режим и коррупцию, отвечали умонастроениям и недовольству в среде интеллигенции и рабочего класса, чем можно объяснить огромную популярность певца и композитора в Нигерии и за пределами континента. Ф.Кути стал символом эпохи, превратился в героя, который борется с системой и никогда не отступает от идеи о том, что музыка - это, прежде всего, оружие.
В 1990-е гг. Кути был живой легендой. Музыкант считался и главным нигерийским рэпером. Он первым стал исполнять протестную музыку, подвергнув критике политику властей, заговорил о проблемах общества и, таким образом, вступил в полемику с правящим режимом. После смерти Кути «афробит» остался без лидера. Популярные музыкальные композиции в стилях «фуджи» и «джуджу» были далеки от того, чтобы как-то освещать нигерийские реалии.
Среди йоруба существует поговорка - «orin ni isaaju obe», что означает - «песни возвещают о врагах». Современные музыканты-йоруба считают прямым долгом в творчестве отражать свою позицию, человеческую и социальную, даже если она расходится с официальным мнением. Выступления, как и положено в границах шоу-бизнеса, сопровождаются интервью, в которых музыканты нередко комментируют свои взгляды на ситуацию в стране и обществе.
Президентские выборы в апреле 2011 г. могут служить примером того, какую роль имеет статус и активная позиция музыкантов в ходе предвыборной гонки. Музыкальные композиции, которые исполняются в ходе предвыборной кампании, - всегда посыл или вызов обществу. Они наполнены политическим смыслом, будучи нередко направлены «за» или «против» какой-либо конкретной политической фигуры или платформы. Их авторы ставят перед собой цель выдвижения кандидатуры или уничтожения оппонента - путем хвалы, хулы или осмеяния.
Все кандидаты на пост, как правило, имеют в своей команде целый штат музыкантов. Их задача состоит в том, чтобы исполнять песни, в которых в упрощенном виде будет пересказана политическая программа, дана положительная характеристика кандидата. Песни, как правило, ложатся на ритмичный, хорошо запоминаемый мотив или фольклорную мелодию, знакомую электорату.
Сеун Кути, сын Ф.А. Кути, музыкант в стиле «афробит» и общественный деятель, высказал свою позицию относительно музыкантов, поддержавших того или иного кандидата, достаточно резко, назвав их предателями: «Любой, кто использует свою музыку, чтобы поддержать политиков, - предатель. В первую очередь, они предают музыку, а во-вторых - страну».
С. Кути отмечает, что мощная музыкальная традиция «афробита», когда музыка бросала вызов политикам, забывается современными исполнителями. Сеун и Феми Кути, сыновья Ф.А. Кути, создают протестную музыку, не проявляя интереса к сотрудничеству с какими-либо политическими партиями и движениями, продолжая линию отца, на протяжении всей жизни находящегося в оппозиции правящим режимам.
Н. Захарова, «Президентские выборы 2011 года в Нигерии и роль музыки йоруба в мобилизации электората», 2015 г.