Луис Бунюэль - Нелёгкое дело холод

Jul 29, 2021 10:26



Catherine Deneuve & Luis Buñuel   Backstage «Belle de jour», 1966

Я люблю север, холод и дождь. В этом смысле я настоящий испанец. Родившись в стране, где очень жарко, я не знаю ничего лучше, чем огромные влажные леса и туманы. Отправляясь летом на север, в Сан Себастьян, я испытывал волнение при виде папоротника, мха на стволах деревьев. Мне всегда нравились Скандинавские страны (где я никогда не был) и Россия. Семи лет я написал сказку, действие которой происходило в транссибирском экспрессе, мчавшемся через заснеженные степи.

Я не люблю тёплые страны. Не люблю пустыни, песок, арабскую, индийскую и в особенности японскую цивилизации. В этом смысле я человек несовременный. Меня привлекает только греко-романо-христианская цивилизация, на которой я вырос.

Я ненавижу толпу. Я называю толпой всякое сборище, где больше шести человек. Вспоминается знаменитая фотография Виджи - пляж на Кони-Айленде в воскресенье, - тьма людей. Такие сборища вызывают у меня чувство удивления и ужаса.

Мне нравятся фильм Стэнли Кубрика «Тропы славы», «Рим» Феллини, «Броненосец Потёмкин» Эйзенштейна, «Большая жратва» Марко Феррери, эдакий гедонистский памятник трагедии плоти, «Гупи-Красные Руки» Жака Беккера и «Запрещённые игры» Рене Клемана. Как я уже говорил, мне очень нравились ранние фильмы Фрица Ланга, Бастера Китона, братьев Маркс, фильм Войцеха Хаса по роману Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе» - я видел его трижды, что для меня редкость.

Я очень люблю довоенные картины Ренуара, «Персону» Бергмана. У Феллини мне также нравятся «Дорога», «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь». А с «Казановы» я ушёл задолго до конца.

Мне очень нравились фильмы Эриха фон Штрогейма и Джона Хьюстона. В свое время картина Штрогейма «Ночи Чикаго» показалась мне великолепной. Хьюстон - великий режиссёр и очень тёплый человек. «Назарин» был показан в Канне во многом благодаря ему. Увидев его в Мексике, Хьюстон целое утро дозванивался в Европу. Я этого не забуду.

Я обожаю тайные ходы, полки библиотек, которые бесшумно поворачиваются и могут скрывать помещения, скрипящие лестницы, замурованные в стены сейфы (у меня тоже есть такой, но не скажу где).

Я люблю оружие и стрельбу. У меня было штук шестьдесят пять револьверов и ружей. Большую часть своей коллекции я продал в 1964 году, когда думал, что умру. Я увлекался особым видом стрельбы: вы идёте, потом внезапно оборачиваетесь и, словно в вестерне, стреляете по цели. Мне нравятся шпаги-трости. У меня их с полдюжины. Прогуливаясь с ними, я чувствую себя увереннее.

Я очень любил русскую литературу. Между Россией и Испанией существует тайное притяжение, которое проходит над Европой или под нею.

Я обожаю переодевания - с самого детства. В Мадриде я одевался священником и прогуливался по улицам - это грозило мне пятью годами тюрьмы. Переодевался я и в рабочего. В трамвае никто не обращал на меня внимания. Однажды я оделся офицером, прицепился к двум артиллеристам, которые не отдали мне честь, и отправил их к дежурному офицеру. В другой раз вместе с Лоркой, тоже переодетым, мы встретили известного тогда поэта, которому было суждено умереть молодым. Федерико стал его оскорблять. Поэт нас не узнал.

Много позднее в Мексике, где Луи Маль снимал фильм «Вива, Мария!» на студии Чурубуско - там все меня знали, - я надел простой парик и направился на съёмочную площадку. Я встретил Луи Маля, но он меня не узнал, остальные тоже не узнали: ни операторы, ни Жанна Моро, которая снималась у меня, ни мой сын Хуан Луис, ассистент режиссёра. Переодевание - удивительная штука. Рекомендую попробовать.

Мне нравится постоянство и знакомые места. Отправляясь в Сеговию или Толедо, я неизменно следую одним путём. Останавливаюсь в одних и тех же местах, наблюдаю, ем одно и то же. Если мне предлагают поездку в далёкие места, скажем в Дели, я неизменно отказываюсь и говорю: «А что мне делать в Дели в три часа пополудни?»

Чтение газет - самое беспокоящее меня зло в мире. Если бы я был диктатором, я бы разрешил издание только одной газеты, одного иллюстрированного журнала, да ещё под наблюдением строгой цензуры. Причём цензура ведала бы только информацией, не посягая на свободу мнений.

Я не люблю людей, считающих себя обладателями истины. Кто бы они ни были. Мне с ними скучно, и они вызывают у меня страх.

Я люблю карликов. Я восхищаюсь их самоуверенностью. Это симпатичные, умные люди, я люблю с ними работать. Большинство из них никогда не притворяются. Они ни за что на свете не согласились бы стать людьми нормального роста. Они очень сексуальны. Тот, что играл в «Назарине», имел в Мехико двух любовниц нормального роста, с которыми встречался поочередно. Иным женщинам нравятся карлики. Быть может потому, что они видят в них одновременно любовника и ребёнка.

Среди семи смертных грехов один я по-настоящему ненавижу - это зависть. Остальные - кроме
некоторых ситуаций гнева - носят как бы личный характер, они никого не оскорбляют.

Я не люблю политику. Вот уже сорок лет на этот счёт у меня нет никаких иллюзий.

Луис Бунюэль «Мой последний вздох» 1982 г.

* * * * * * * * * *

29 июля 1983 года в Мехико от цирроза печени умер режиссёр Луис Бунюэль

Луи Маль, Ингмар Бергман, Катрин Денев, Бастер Китон, Джон Хьюстон, Стэнли Кубрик, Жанна Моро, Луис Бунюэль, Федерико Феллини, Сергей Эйзенштейн, Фриц Ланг, Эрих фон Штрогейм

Previous post Next post
Up