Растворение человека в общечеловеческом достигается уничтожением дистанции между желанием и его исполнением. Если вы захотите поесть, опьянеть, послушать музыку, вы тотчас можете удовлетворить ваше желание, вам не надо, подобно Шуману, тащиться в дилижансе, чтобы в другом городе послушать известного органиста, нажмите кнопку и порядок. Это пластинка, запись, суррогат, скажете вы. А разве еда или алкоголь, которые вы покупаете, не такой же точно суррогат? Возразят: покупайте более качественное, зарабатывайте больше, поглядите какую шикарную бабу отхватил миллионер. Но в том-то и дело, что здесь нет качественного отличия.
Всё, что покупается за деньги, независимо от цены, отличается лишь количественно.
Для удовлетворения собственного желания нужны собственные усилия. Иначе до тех пор будешь потреблять копии и суррогаты, пока сам не превратишься в собственную копию. И если бы это касалось области желаний физических. То же самое с «потребностями» психическими и умственными. Проблема выбора сложна и зависит от нелёгкого понимания внутренней судьбы. Но мы не даём себе труда и досуга поразмыслить над этим. Желание есть нечто, требующее удовлетворения - современная аксиома. Рынок предлагает товары на любой вкус: хотите стать врачом, инженером - пожалуйста; ростовщиком, шулером - пожалуйста; йогом, даосом, колдуном - ради Бога. Не ходите в библиотеки, не тратьте времени - компьютерная сеть предоставит любую информацию.
И так далее.
Совершенно ясно: секс - суррогат любви, информация - суррогат знания. Легко представить, к чему ведёт беспрерывное впитывание, потребление, консумация - к чудовищному дисбалансу. Вытесняемые из жизни спонтанность, непосредственность, экспансивность в бесцельности своей взрываются насилием, терактами, вспышками религиозного фанатизма, эксгибицией подавленного бешенства -
"в нашем вагоне взбесился слепой". Зачем? Ради питания однородной фонетической массы "новостей":…при взрыве погибло сто человек, лейбористы заявили протест в палате общин, известная исполнительница стриптиза ушла в монастырь, электробритва «Филипс»…
Создаётся впечатление, что все мы - дети и взрослые, мужчины и женщины функционируем ради этой всеядной видео-фонетики, для которой жизнь и смерть, пол и возраст едины. С одним, пожалуй, исключением: она пока ещё предпочитает смерть, наслаждается авиакатастрофой и с удовольствием занесла бы приключения барона Мюнхаузена в книгу рекордов Гиннеса.
Евгений Головин, «Сентиментальное бешенство рок-н-ролла», 1997 г.
* * * * * * * * * *
26 августа 1938 года родился Евгений Головин