Опять океан без конца, без края.
94-е сутки рейса. Тесты на «Эстетический отклик».
Картина Бернара Бюффе «Голова клоуна».
Смесь иронии и грусти в глазах. Раскрашенное лицо - алый треугольник носа, розовый четырехугольник рта, зеленый подбородок, рыжий парик, тощая длинная шея.
Репродукция «Клоуна» висела на стенке каюты Ниточкина и Диогена.
Ниточкин спал на верхней койке. Диоген стоял рядом с записной книжкой в руках и карандашом.
Ниточкин сквозь сон бормотал: «Рыжие прусаки, вперед!.. Воды долей… Плескаются… Черные отходят…»
Диоген впился в лицо Ниточкина сосредоточенным взглядом, но уловить суть Петиного сна он не мог.
Петя завозился в койке. Очевидно, чужой взгляд тревожил его. Диоген быстро спустился на пол каюты и, схватив ножницы, принялся вырезать что-то из иллюстрированного журнала.
- Черт! - сказал Петя, вытирая пот со лба. - Опять он меня победил!
- Кто? - спросил Диоген безразличным голосом.
- Да мы с ним в коммуналке после войны жили, друг мой. Тараканов было много. Мы морские бои устраивали. Наделаем бумажных корабликов, пустим в таз. Я на свои рыжих прусаков сажаю, а он себе черных выбирал…
Бывший тараканий флотоводец, зевая, сполз на пол и улегся рядом с Диогеном. И оказался сразу и в Лувре, и в Прадо, и в Эрмитаже…
Рафаэли, Ренуары, Гойи, Леже и Шнайдеры были разложены по всей каюте.
- В Торонто был проведен интереснейший эксперимент, - сообщил Диоген. - Кодовое название «Включайтесь в игру!». Хотите участвовать?
- Ага.
- Вы должны по десятибалльной системе выразить мнение об этих шедеврах. Таким простым способом ученые проникли в самые таинственные глубины психологии современного и ультрасовременного общества. Вот, например, «Даная» Рембрандта. Сколько баллов вы ей поставите? И куда повесите, если я ее вам подарю?
Ниточкин, косо глянув на «Данаю», поднял с пола голенькую «Ню» неизвестного художника.
- Вот эту я взял бы к нам буфетчицей, а «Данаю» можешь оставить себе. Больше двойки она не тянет.
- У вас, Петя, пониженный эмоционально-эстетический отклик, - как можно мягче и даже с сожалением произнес камбузник.
- Диоген, ты забываешься. Я уже, считай, штурман, а ты только ассенизатор и водовоз.
- Простите, Петя, я не хотел вас обидеть.
- И сними клоуна со стенки, богом прошу! - сказал Ниточкин. - Меня его взгляд пугает по ночам.
- Это Бернар Бюффе! - теряя обычную послушность и мягкость, сказал Диоген. - И знаете, почему вы его боитесь? Вы на него похожи!
Ниточкин поднялся с пола, долго изучал себя в зеркало, сравнивая с клоуном на стенке, потом вздохнул и сказал:
- Н-да… не говори только об этом сходстве моей Лизавете в Питере.
- Вы никогда не женитесь, Петя!
- Это почему?
- У вас ранняя седина - раз, вы бреетесь старыми бритвами - два и снимаете обувь, уже лежа в кровати, - три! Но главное, вы не оценили Данаю. Если вы не понимаете зрелой женственности, вы не будете мужем и отцом.
- Не «на кровати», а «в койке», - поправил Ниточкин. - Знаешь, Диоген, иди к капитану. Старик до смерти любит всякую мистику и разные такие игры.
- И пойду, - сказал камбузник решительно. - И я уверен, что Фаддей Фаддеич поставит «Данае» десятку! Он, конечно, ничего не понимает в живописи, но у него врожденное чувство вкуса…
Виктор Конецкий
«Через звезды к терниям. Литературный сценарий кинокомедии»
* * * * * * * * * *
10 июля 1928 года родился французский художник Бернар Бюффе